«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

К Международному дню полета человека в космос

Человек с давних времен мечтал исследовать и покорить космическое пространство, многие века находясь в поиске способов освоения Вселенной. В середине 20 века произошел технологический прорыв в области космонавтики. 4 октября 1957 года был запущен первый в мире космический аппарат «Спутник-1». Это был только первый шаг в освоении космоса, однако он положил начало стремительному развитию космической отрасти. Спустя несколько лет, в 1960 году, на борту космического корабля «Спутник-5» были отправлены в космос первые живые существа – специально обученные собаки Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 года произошло событие исторического значения – первый в мире космический полет человека. В этот день на корабле-спутнике «Восток» с космодрома Байконур стартовал советский космонавт Юрий Гагарин. Его полет продолжался 1 час 48 минут. После одного витка вокруг Земли, спускаемый аппарат корабля успешно приземлился в Саратовской области. [1]

1.jpg

Иллюстрация 1. Сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство, опубликованное в газете «Гродненская правда» от 13.04.1961. НСБ № 1211.

«Великий прорыв человечества!» – сообщили 12 апреля 1961 года газеты и радиостанции. Полет Юрия Гагарина был колоссальным техническим и человеческим свершением и стал величайшим достижением советской науки и техники. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза. Юрий Гагарин в одночасье стал известен всему миру. Его именем были названы улицы во многих городах. Так, уже на следующий день после полета космонавта, решением № 332 исполнительного комитета Гродненского городского Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1961 года «О наименовании улиц города Гродно» улица Охотничья в г. Гродно была переименована в улицу имени Юрия Гагарина, которая по сей день носит это название.

2.jpg

Иллюстрация 2. Решением № 332 исполнительного комитета Гродненского городского Совета депутатов трудящихся от 12.04.1961 «О наименовании улиц города Гродно». ГАГр. Ф. 484. Оп. 1. Д. 298. Л. 237.

3.jpg

Иллюстрация 3. Фотография улицы им. Юрия Гагарина, опубликованная в газете «Гродненская правда» от 25.04.1961. НСБ № 1211.

Первый полет в истории человечества позволил сделать выводы огромного научного значения о практической возможности полётов человека в космос, а также дал чрезвычайно ценные данные о состоянии человеческого организма в космосе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года 12 апреля объявлен Днем космонавтики. С предложением по установлению данного праздника выступил второй лётчик-космонавт СССР Герман Титов. Именно он стал первым человеком, которым был совершён длительный космический полёт, составивший более суток. [2]

4.jpg

Иллюстрация 4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.04.1962, опубликованный в газете «Гродненская правда» от 10.04.1962. НСБ № 1213.

В 1968 году праздник получил международный статус и стал именоваться всемирным Днем авиации и космонавтики.

В советский период в космосе побывали два уроженца Беларуси – Владимир Ковалёнок и Пётр Климук. 18 декабря 1973 года в соответствии с программой исследований в околоземном космическом пространстве был запущен космический корабль «Союз-13», командиром которого являлся майор Пётр Климук, уроженец Брестской области. [3] 9 октября 1977 года был осуществлен запуск космического корабля «Союз-25», командиром которого был подполковник Владимир Ковалёнок, уроженец Минской области. [4]

Спустя полвека со дня первого полета человека в космос – 7 апреля 2011 года, на специальном пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята резолюция, провозглашающая 12 апреля Международным днем полета человека в космос. [5] Ежегодно люди во всем мире празднуют масштабное и значимое для всего мира событие, являющееся уникальным достижением всего человечества.

Высокий уровень развития науки и техники в современном мире открывает безграничные возможности для дальнейших исследований космического пространства. Среди передовых достижений космонавтики – создание орбитальных станций, запуск межпланетных космических аппаратов.  Многие страны вывели в космос собственные искусственные спутники Земли. Достижения в области космонавтики позволили человечеству совершить многие географические и геологические открытия, Множество современных технологий неразрывно связаны с открытиями, сделанными при исследовании Вселенной. И эти открытия были бы невозможны без освоения космоса человеком, который открыл дорогу к дальнейшему развитию космической науки и техники.

Заведующий сектором публикации и археографической обработки  документов О.И. Шнэк

Список источников:
1. Газета «Гродненская правда». НСБ № 1211.
2. Газета «Гродненская правда». НСБ № 1213.
3. Газета «Гродненская правда». НСБ № 1172.
4. Газета «Гродненская правда». НСБ № 1180.
5. Газета «Гродненская правда». НСБ № 2163.