«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов

Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее — главное управление юстиции) осуществляет обязательную юридическую экспертизу в отношении нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня Гродненской области в целях реализации конституционного принципа защиты прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения единства правового пространства.

Критериями оценки представленных на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов являются соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники (далее – критерии).

Не подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой главным управлением юстиции, нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, технические нормативные правовые акты, иные нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также ненормативные правовые акты и локальные акты.

К ненормативным правовым актам относятся: 

  • программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;
  • правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь;
  • правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам;
  • иные правовые акты, обладающие признаками ненормативного правового акта (которые не содержат норм права и в целях применения действующих норм права устанавливают обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитаны на однократное применение).

К локальным актам относятся: 

  • акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;
  • акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;
  • акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
  • акты, обладающие вышеуказанными признаками, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;
  • иные акты, обладающие признаками локальных актов (устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций).

При этом действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.

В случае несоответствия нормативного правового акта закрепленным в законодательстве критериям по результатам обязательной юридической экспертизы главным управлением юстиции выносится заключение, содержащее обоснованный вывод о недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Такой акт не вступает в юридическую силу и не может применяться.

Проведение обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов в главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета проводится отделом обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов.

План проведения главным управлением юстиции Гродненского областного исполнительного комитета проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня Гродненской области установленного порядка подготовки, принятия, учёта, направления на обязательную юридическую экспертизу, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, на 2021 год



Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies