«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов

Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее — главное управление юстиции) осуществляет обязательную юридическую экспертизу в отношении нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня Гродненской области в целях реализации конституционного принципа защиты прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения единства правового пространства.

Критериями оценки представленных на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов являются соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники (далее – критерии).

Не подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой главным управлением юстиции, нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, технические нормативные правовые акты, иные нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также ненормативные правовые акты и локальные акты.

К ненормативным правовым актам относятся: 

  • программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;
  • правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь;
  • правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам;
  • иные правовые акты, обладающие признаками ненормативного правового акта (которые не содержат норм права и в целях применения действующих норм права устанавливают обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитаны на однократное применение).

К локальным актам относятся: 

  • акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;
  • акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;
  • акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
  • акты, обладающие вышеуказанными признаками, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;
  • иные акты, обладающие признаками локальных актов (устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций).

При этом действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.

В случае несоответствия нормативного правового акта закрепленным в законодательстве критериям по результатам обязательной юридической экспертизы главным управлением юстиции выносится заключение, содержащее обоснованный вывод о недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Такой акт не вступает в юридическую силу и не может применяться.

Проведение обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов в главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета проводится отделом обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов.

 



Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies