«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Вопросы и ответы

Отвечает ведущий референт отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Ковалёва Божена Геннадьевна

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) обращение взыскания на заработную плату должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненные к ней доходы является мерой принудительного исполнения.

В соответствии с частями 1,2 статьи 103 Закона обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, по возбужденному исполнительному производству производится судебным исполнителем в порядке, установленном статьей 106 Закона. Правила обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются также при исполнении исполнительных документов о взыскании периодических платежей (т.е. в том числе и о взыскании алиментов).

В соответствии со статьей 106 Закона если после возбуждения исполнительного производства будет установлено, что должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, получает заработную плату и приравненные к ней доходы, судебный исполнитель направляет исполнительный документ по месту их получения этим должником с предписанием производить удержания согласно исполнительному документу, а удержанные суммы перечислять взыскателю или на счет органа принудительного исполнения. Об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, получаемые из одного или нескольких источников, судебный исполнитель вправе вынести постановление, которое является исполнительным документом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе самостоятельно направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов, с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет этого должника.

Отвечает Милосницкий Максим Иванович, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— После достижения ребенком трехлетнего возраста и при наличии задолженности в рамках исполнительного производства о взыскании средств на содержания супруги (супруга), судебным исполнителем принимаются меры по взысканию образовавшейся задолженности.

После полной проверки имущественного положения должника судебный исполнитель в праве вернуть исполнительный документ взыскателю в соответствии со статьей 53 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» в связи с отсутствием у должника денежных средств и (или) имущества, на которое может быть обращено взыскание в счет погашения образовавшейся задолженности.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не препятствует повторному предъявлению данного исполнительного документа к исполнению в пределах сроков, установленных статьей 34 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве». При возврате исполнительного документа взыскателю образовавшаяся задолженность сохраняется.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Ольга Токть.

Вопросы привлечения должников к уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов относятся к исключительной компетенции правоохранительных органов.

В соответствии с п. 216 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67, в случае уклонения от уплаты алиментов более трех месяцев в течение года судебный исполнитель направляет в правоохранительные органы представление о рассмотрении вопроса о привлечении должника к ответственности в соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

С заявлением о проведении проверки на предмет наличия в действиях должника признаков преступления, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в правоохранительные органы вправе также взыскатель алиментов.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Кутузова Юлия.

         Обязанность родителей содержать несовершеннолетних детей закреплена в статье 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, согласно которой родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
        Исходя из предоставленной Вами информации, Ваша супруга взыскала с Вас алименты в судебном порядке. Как правило алименты взыскиваются до совершеннолетия ребенка, без перерыва выплаты ежемесячных платежей. Нахождение исполнительного документа у Вашей супруги, а не на исполнении в органе принудительного исполнения не освобождает Вас от обязанности по содержанию Вашего несовершеннолетнего ребенка, следовательно, от уплаты взысканных с Вас алиментов.
      Порядок уплаты или взыскания алиментов урегулирован Главой 12 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Так, в добровольном порядке удержание алиментов может производится по заявлению лица, обязанного к уплате. В соответствии со статьёй 105 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье наниматель, выплачивающий заработную плату, обязан на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств лица, уплачивающего алименты) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.
         Взыскание алиментов в принудительном порядке регламентируется Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», Инструкцией по исполнительному производству. После возбуждения исполнительного производства о взыскании с Вас алиментов, в соответствии с пунктом 208 Инструкции по исполнительному производству, задолженность по алиментам может быть рассчитана до дня возбуждения исполнительного производства в пределах трехлетнего срока по ходатайству взыскателя.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Кутузова Юлия.

Положения международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам не могут применяться при решении судебными исполнителями различных вопросов в сфере принудительного исполнения, поскольку такие вопросы не попадают под сферу действия таких договоров.

В соответствии с решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» документы, в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Аналогичные положения об урегулировании трудовой деятельности трудящегося закреплены в статье 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2017 г.

Таким образом, сведения о получаемом доходе гражданина Республики Беларусь, трудоустроенного на территории Российской Федерации, обязанного к уплате алиментов, подлежат учету при условии предоставления документов, подтверждающих трудоустройство. При этом легализация таких документов или проставление на них апостиля не требуется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, представленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, при необходимости проверки достоверности предоставленных должником сведений о получаемых на территории Российской Федерации доходах судебным исполнителем Республики Беларусь у должника может быть истребована справка по указанной форме.

Отвечает ведущий референт отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Ковалёва Божена Геннадьевна

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) при возбуждении исполнительного производства в соответствии со статьей 42 Закона судебный исполнитель предоставляет должнику, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона срок для добровольного исполнения исполнительного документа не предоставляется, если:

исполнительный документ ранее находился на исполнении в органах принудительного исполнения и поступил повторно;

срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;

исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в предоставленный ему срок для добровольного исполнения осуществляется принудительное исполнение этого исполнительного документа.

В соответствии со статьей 37 Закона извещения, адресованные сторонам исполнительного производства, о дате, времени и месте совершения исполнительных действий в случаях, предусмотренных Законом и иными актами законодательства, а также о вызове к судебному исполнителю, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, либо по адресам, имеющимся в материалах исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона Республики Беларусь при исполнении исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в белорусских рублях и иностранной валюте.

Таким образом, поскольку Вы не исполнили требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, взыскание правомерно обращено на денежные средства в банковском учреждении.

Отвечает референт отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Божена Ковалёва.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) при исполнении исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в белорусских рублях и иностранной валюте.

Согласно частью 2 статьи 75 Закона взыскание обращается на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - на праве оперативного управления.

Как следует из части первой статьи 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору финансовой аренды (лизинга) (далее - договор финансовой аренды) арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 года № 1849, транспортные средства, переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга, регистрируются за лизингополучателем или его обособленным подразделением.

Таким образом, договор лизинга представляет собой разновидность договора аренды, в силу которого передача предмета сделки во временное владение и пользование лизингополучателю не означает передачу его в собственность и, соответственно, не может являться основанием для регистрации права собственности за лизингополучателем. Субъектом права собственности в данном случае остается лизингодатель, что также устанавливается при регистрации транспортного средства в соответствии с вышеуказанным Положением.

Между тем в соответствии с пунктом 15 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 года № 526 право собственности на транспортное средство, являющееся предметом договора лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и иным договорам, заключенным в обеспечение исполнения лизингополучателем своих обязательств по договору лизинга.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Ольга Токть.

Осуществление систематического контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, относиться к компетенции судебного исполнителя.

Контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и перечисления (выдачи) удержанных сумм взыскателю осуществляется судебным исполнителем на основании заявления стороны исполнительного производства, поданного в порядке, установленном статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" (далее – Закон).

Статья 14 Закона устанавливает, что участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа.

Заявление, ходатайство подаются в письменной форме или форме электронного документа.

Заявление, ходатайство, подаваемые в письменной форме, должны содержать личную подпись гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, подающего заявление, ходатайство.

Заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.

Таким образом, для проведения проверки бухгалтерий на предмет правильности удержания алиментов Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением к судебному исполнителю, направившему исполнительные документы по месту Вашей работы.

Адреса отделов принудительного исполнения, а также телефоны судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения Гродненской области размещены на (сайте главного управления юстиции Гродненского облисполкома).


Отвечает начальник отела принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Виталий Тарасевич.

Порядок возбуждения исполнительных производств урегулирован статьей 42 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».

Согласно указанной норме Закона судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство при поступлении в орган принудительного исполнения в срок, установленный статьей 34 настоящего Закона:

  • заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства, составленного в соответствии с требованиями статьи 43 настоящего Закона, и исполнительного документа, предъявленных взыскателем;

  • исполнительного документа, направленного судом, в части имущественных взысканий по уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Исполнительными документами, выданными на основании решений судов, являются исполнительные листы и судебные приказы.

Таким образом, в случае неисполнения должником решения суда, взыскатель вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного документа и предъявить его к принудительному исполнению в территориальный орган принудительного исполнения в порядке и сроки, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».

Отвечает начальник отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Блыш Виталий.

В соответствии со статьей 107 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» подлежащих к выплате сумм заработной платы должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненных к ней доходов, оставшихся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, с учетом положений статьи 109 настоящего Закона может быть удержано по исполнительным документам до полного погашения взыскиваемых сумм не более пятидесяти процентов.

Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, установленные частью первой настоящей статьи, не распространяются на удержания при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также при возмещении осужденными ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением. При этом за этим должником от подлежащих к выплате сумм должно быть сохранено:  

  • не менее тридцати процентов заработной платы и приравненных к ней доходов - при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;   

  • не менее десяти процентов заработной платы и приравненных к ней доходов - при возмещении осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением;

  • не менее тридцати процентов заработной платы и приравненных к ней доходов - при возмещении осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.   

Взыскание задолженности из заработной платы и приравненных к ней доходов должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, отбывающего наказание в виде исправительных работ, производится без учета удержаний, производимых по приговору, определению или постановлению суда.

По вопросу возвращения списанных с Вашего карт-счета денежных средств Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением непосредственно к судебному исполнителю, на исполнении у которого находилось либо находится исполнительное производство о взыскании с Вас задолженности. К заявлению необходимо приложить справку о размере заработной платы, о размере производимых из неё удержаний, о зачислении на Ваш карт-счет списанной суммы денежных средств.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Кутузова Юлия.

В соответствии с пунктом 85 Инструкции по исполнительному производству при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и приравненных к ней доходов.

При определении размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, судебный исполнитель должен исходить из остатка задолженности по исполнительному производству, наличия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, сумм заработной платы и приравненных к ней доходов, сохраняемых за должником, а также иных обстоятельств исполнительного производства.

Размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, указанный в частях первой и второй настоящего пункта, может быть изменен судебным исполнителем с учетом подходов, установленных в части третьей настоящего пункта, по ходатайству стороны исполнительного производства либо по собственной инициативе.

Ходатайство об изменении размера удержания из заработной платы, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве". Обстоятельства, указанные в ходатайстве, должны быть обоснованными, документально подтвержденными.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Кутузова Юлия.

— Вопрос задан не корректно, поскольку не ясно, кто именно подразумевается под третьими лицами, при каких обстоятельствах, по Вашему мнению, была разглашена информация. В ходе исполнения исполнительного документа судебный исполнитель вправе обращаться к третьим лицам, если предполагается участие этих лиц в исполнительном производстве, либо затрагиваются права и законные интересы таких лиц.

Дополнительно сообщаем, что на портале Министерства юстиции Республики Беларусь возобновил работу актуализированный информационный ресурс «Реестр задолженностей по исполнительным документам» Данный информационный ресурс содержит справочную информацию о задолженностях граждан, юридических лиц, а также других субъектов, взыскиваемых органами принудительного исполнения (по сведениям начиная с 15 августа 2017 года).

Так, в «Реестре задолженностей по исполнительным документам» содержатся сведения об исполнительных документах, находящихся на исполнении в органах принудительного исполнения более 30 дней.

Кроме того, информационный ресурс содержит информацию об исполнительных документах взыскание по которым прекращено либо исполнительный документ возвращен взыскателю в связи с исключением юридического лица, являющегося стороной исполнительного производства, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, в случае ликвидации, банкротства должника, а также иных случаях, предусмотренных абзацами шестым, десятым и одиннадцатым статьи 52, абзацами третьим, пятым и шестым статьи 53 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве».

Обращаем внимание, что информация, содержащаяся в «Реестре задолженностей по исполнительным документам», носит справочный характер, за ее уточнением необходимо обращаться в органы принудительного исполнения.

Отвечает главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома Милосницкий Максим.

На основании ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство при поступлении в орган принудительного исполнения: 

  • заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства и исполнительного документа, предъявленных взыскателем; 

  • исполнительного документа, направленного судом, в части имущественных взысканий по уголовным делам, делам об административных правонарушениях. 

В соответствии со ст. 46 Закона, при возбуждении исполнительного производства, судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства. 

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства. 

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа не предоставляется, если: 

  • исполнительный документ поступил повторно; 

  • срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства; 

  • исполнительный документ подлежит немедленному исполнению. 

В случае неисполнения должником требований исполнительного документа, судебным исполнителем, в соответствии со ст. 60 Закона, в отношении должника, могут быть применены меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. 

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются: 

  • арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц; 

  • арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях; 

  • опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение в порядке, установленном статьей 89 настоящего Закона; 

  • запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа; 

  • запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

  • запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника; 

  • временное ограничение права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника - юридического лица на выезд из Республики Беларусь; временное ограничение права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода; 

  • временное ограничение должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений;

  • иные меры, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами. 

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанные в абзацах втором - седьмом и одиннадцатом части четвертой настоящей статьи, принимаются судебным исполнителем в порядке, установленном настоящим Законом. 

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанные в абзацах восьмом - десятом части четвертой настоящей статьи, принимаются судом в порядке, установленном процессуальным законодательством. 

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. 

При принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа может производиться изъятие у должника, иного лица документов, подтверждающих наличие, объем имущественных и иных прав должника, а также содержащих другие сведения, при условии обеспечения их сохранности, в том числе с привлечением для этих целей государственных органов и иных организаций.


Отвечает Милосницкий Максим Иванович, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— В соответствии со ст. 106 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» при увольнении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, с работы или в случае, когда отпали основания для выплаты ему иных доходов, наниматель, производивший удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов этого должника, обязан в трехдневный срок возвратить исполнительный документ взыскателю с отметкой о произведенных удержаниях и сообщить об увольнении этого должника с работы или о прекращении им соответствующей деятельности, а также сведения о новом месте его работы и (или) месте получения иных доходов - при наличии таких сведений.

После получения исполнительного документа с места работы после увольнения, Вы вправе предъявить (направить) исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства для исполнения в отдел принудительного исполнения месту жительства (пребывания) или по месту нахождения должника.

В случае отсутствия исполнительного документа, Вы вправе обратиться в отдел принудительного исполнения с заявлением о проверке бухгалтерии на предмет места нахождения исполнительного документа.

В соответствии со ст. 34 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, если иное не установлено законодательными актами. Исполнительные документы о взыскании периодических платежей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

При поступлении в орган принудительного исполнения в вышеуказанный срок заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства, составленного в соответствии с требованиями Закона, и исполнительного документа, предъявленных взыскателем, либо исполнительного документа, направленного судом, в части имущественных взысканий по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, судебный исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении не позднее трех дней со дня поступления указанных документов, о чем выносит постановление.

В случае пропуска срока для предъявления исполнительного документа к исполнению в соответствии со ст. 36 Закона его восстановление производится по заявлению взыскателя.

Пропущенный срок предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного на основании судебного постановления или являющегося судебным постановлением, может быть восстановлен судом, вынесшим соответствующее судебное постановление, если восстановление указанного срока предусмотрено процессуальным законодательством.

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.

В соответствии с ч.1 ст. 107 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", ч. 1 п. 85 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 07.04.2017 № 67, из подлежащих к выплате сумм заработной платы должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненных к ней доходов, оставшихся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, может быть удержано по исполнительным документам до полного погашения взыскиваемых сумм не более 50%.

Указанное ограничение размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов не распространяется:

- при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

- взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

- возмещении осужденными ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

При этом за должником от подлежащих к выплате сумм должно быть сохранено:

1) не менее 30 процентов заработной платы и приравненных к ней доходов - при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

2) не менее 10 процентов заработной платы и приравненных к ней доходов - при возмещении осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением;

3) не менее 30 процентов заработной платы и приравненных к ней доходов - при возмещении осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

При определении размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника, судебный исполнитель должен исходить из остатка задолженности по исполнительному производству, наличия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, сумм заработной платы и приравненных к ней доходов, сохраняемых за должником, а также иных обстоятельств исполнительного производства.

 

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.

— Статья 47 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливает, что иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо который не имеет места жительства в Республике Беларусь, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Республике Беларусь. Иски о взыскании алиментов, об установлении материнства и (или) отцовства либо о лишении родительских прав могут предъявляться истцом также по месту его жительства. За оказанием на профессиональной основе юридической помощи по вопросам составления и подачи в суд искового заявления о взыскании алиментов Вы можете обратиться к адвокатам, в юридическую консультацию либо адвокатское бюро. Реестр адвокатов размещен на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь https://minjust.gov.by/

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.

— В соответствии с требованиями статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" судебным исполнителем на любой стадии исполнительного производства могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа.

В рамках исполнения исполнительного производства о взыскании с Вас штрафа судебным исполнителем была принята мера по обеспечению исполнения в виде запрещения иным лицам исполнять в отношении Вас обязательства.

Действующее законодательство предусматривает, что при окончании исполнительного производства принятые судебным исполнителем меры по обеспечению исполнения исполнительного документа отменяются, если в отношении того же должника не возбуждены другие исполнительные производства.

Постановление об окончании исполнительного производства в срок не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, и при необходимости - иным лицам.

Таким образом, если в отношении Вас на исполнении у судебного исполнителя находилось только одно исполнительное производство, то после взыскания с Вас штрафа и принудительного сбора, принятая мера по обеспечению исполнения исполнительного документа должна быть отменена при окончании исполнительного производства.

Вопросы разблокировки номеров телефонов после получения постановления судебного исполнителя об окончании исполнительного производства (отмены меры по обеспечению исполнения) относятся к компетенции операторов мобильной связи.


Отвечает Оксана Бинкевич заместитель начальника отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.

Данная норма предполагает, что сторона исполнительного производства вправе снимать копии материалов исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, как своими техническими средствами (фотоаппарат, мобильный телефон и др.), так и обратиться с ходатайством о предоставлении копий документов из материалов исполнительного производства при условии уплаты государственной пошлины согласно приложению 161 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Согласно пункту 3 статьи 285 Налогового кодекса, освобождаются от государственной пошлины за представление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, при обращении в органы принудительного исполнения взыскатели по исполнительным производствам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, по требованиям работников, вытекающим из трудовых правоотношений.

Отвечает Виталий Блыш, заместитель начальника управления принудительного исполнения – начальник отдела организации и контроля принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Принудительный сбор – это денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа. Прежде всего – это мера имущественной ответственности должника за совершение им противоправного действия, а именно: уклонения от исполнения постановления суда, иного органа, ведущего административный процесс. В отношении того, кто уплатил штраф (иной вид взыскания), своевременно исполнительное производство не возбуждается, а соответственно не взыскивается  принудительный сбор.

Основная цель такого сбора – это предупреждение правонарушения на будущее, своеобразная превентивная мера воздействия на должника с целью быстрого и добровольного исполнения исполнительного документа.

В рассматриваемом случае, учитывая, что имеет место административное правонарушение, срок для добровольного исполнения постановлений суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях установлен в части 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). Так, штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутым административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом – не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления - не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

Таким образом, вы оплатили штраф после истечения установленного срока, но до возбуждения исполнительного производства, соответственно принудительный сбор в данном случае не взыскивается. Но вам необходимо в обязательном порядке предоставить квитанцию об уплате штрафа судебному исполнителю в отдел принудительного исполнения, где было возбуждено исполнительное производство.

В тему данного вопроса хочется обратить внимание наших граждан на изменение законодательства в части привлечения к административной ответственности.

В настоящее время установлена обязанность уплатить штраф  в течение одного месяца с момента его наложения. По отдельным категориям правонарушений, если этого не сделать в срок, придется уплатить на 2 базовые величины больше, а копия постановления о наложении административного взыскания будет направлена в орган принудительного исполнения, соответственно и принудительный сбор будет взыскиваться с увеличенной суммы штрафа. Например, если не заплатить в месячный срок штраф за безбилетный проезд в городском транспорте, то по истечении данного срока штраф увеличится с 13  рублей 50 копеек до 67 рублей 50 копеек!

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies