«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе, — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Порядок проведения экспертизы

Порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Обязательная юридическая экспертиза осуществляется главным управлением юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) в отношении нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня Гродненской области. 

Обязательной юридической экспертизе подлежат нормативные правовые акты указанных государственных органов, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, технических нормативных правовых актов, иных нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также не нормативных (индивидуальных) правовых актов и локальных правовых актов. 


К локальным актам, не подлежащим обязательной юридической экспертизе, относятся:

  • акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;
  • акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов; 
  • акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций; 
  • акты, обладающие признаками, указанными в абзацах втором–четвертом настоящей части, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений; 
  • иные акты, обладающие признаками, указанными в части первой настоящего пункта. 
При этом действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц. 

К ненормативным правовым актам, не подлежащим обязательной юридической экспертизе, относятся: 

  • программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;
  • правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь; 
  • правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам; 
  • иные правовые акты, обладающие признаками, указанными в пункте 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах». 
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня Гродненской области представляют принятые нормативные правовые акты в главное управление юстиции на обязательную юридическую экспертизу не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия. 

Нормативные правовые акты представляются в главное управление юстиции для проведения обязательной юридической экспертизы в виде электронных документов или электронных копий документов на бумажных носителях (далее – электронные копии) посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. 

В исключительных случаях при невозможности представления нормативных правовых актов посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь по не зависящим от государственных органов причинам нормативные правовые акты представляются в виде оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух его (их) копий на бумажных носителях с одновременным представлением файлов с текстами этих нормативных правовых актов, соответствующими текстам оригиналов на бумажных носителях. 

К нормативным правовым актам, направляемым в главное управление юстиции для проведения обязательной юридической экспертизы, прилагаются следующие документы, перечисленные в пункте 8 Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов». 

Ответственность за соответствие электронных копий нормативных правовых актов, а также электронных копий документов текстам оригиналов на бумажных носителях несут нормотворческие органы, представившие нормативные правовые акты и прилагаемые к ним документы в главное управление юстиции. 

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится главным управлением юстиции в течение 10 рабочих дней. Течение срока проведения юридической экспертизы начинается со дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта в главное управление юстиции. 

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов, в которых содержатся важные и (или) срочные мероприятия, подлежащие немедленной реализации, проводится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления их в главное управление юстиции. 

При проведении обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов осуществляется их оценка на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники. 

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта главными управлениями юстиции выносится одно из следующих заключений:

  • заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта критериям, указанным в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711, и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – положительное заключение);
  • заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта критериям, указанным в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711, и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – отрицательное заключение). 
В случае если главным управлением юстиции по итогам проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта принимается решение о вынесении отрицательного заключения, не позднее последнего рабочего дня срока проведения обязательной юридической экспертизы главным управлением юстиции в нормотворческий орган направляется письмо, содержащее информацию о том, что по итогам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта будет вынесено отрицательное заключение. 

Вынесение отрицательного заключения осуществляется главным управлением юстиции в течение пяти рабочих дней с даты направления в нормотворческий орган письма, указанного в части первой настоящего пункта. 

В отрицательном заключении указываются конкретные структурные элементы нормативных правовых актов большей юридической силы, которым не соответствует представленный для проведения юридической экспертизы нормативный правовой акт (его структурные элементы).

Положительное или отрицательное заключение, вынесенное главным управлением юстиции по результатам проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта, направляется главным управлением юстиции не позднее рабочего дня, следующего за днем его вынесения, в нормотворческий орган и Национальный центр правовой информации (далее – НЦПИ).
Нормативный правовой акт, по которому вынесено положительное заключение, направляется Министерством юстиции, управлением юстиции в НЦПИ одновременно с этим заключением.

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies