«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Правовое просвещение

Отвечает Венскевич Галина Ивановна, заместитель начальника отдела правового обеспечения и обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

Согласно Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее – Правила), снабжение электрической энергией и ее использование допускается только на основании договора электроснабжения, заключенных между энергоснабжающей организацией и абонентом.

В соответствии с пунктом 214 Правил энергоснабжающая организация вправе приостановить оказание услуг электроснабжения гражданину, имеющему задолженность за два и более расчетных периода за потребленную электрическую энергию и не погасившему эту задолженность в течение 5 рабочих дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется заказным письмом или вручается под роспись.

В случае отказа гражданина от подписи в получении предупреждения, а также возврата почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием указанного лица по месту его нахождения, энергоснабжающей организацией составляется акт, на основании которого приостанавливается оказание гражданину услуг электроснабжения в случае непогашения им задолженности в течение 5 рабочих дней со дня составления акта.

Возобновление оказания услуг электроснабжения осуществляется в порядке очередности после погашения абонентом задолженности и оплаты расходов на приостановление и возобновление оказания услуг электроснабжения в соответствии с калькуляцией, составленной энергоснабжающей организацией.

Типовая форма договора на оказание услуг электроснабжения, установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99.

Согласно Типовому договору энергоснабжающая организация вправе прекратить подачу электрической энергии Потребителю после предварительного предупреждения при:

невыполнении Потребителем обязательств по оплате потребляемой электрической энергии (задолженность за два и более расчетных периода);

неудовлетворительном состоянии электроустановок Потребителя, которые угрожают аварией или создают угрозу жизни и безопасности граждан;

проведении плановых работ по ремонту оборудования и подключению новых абонентов;

невыполнении Потребителем требований Исполнителя о выносе вводного устройства со средствами расчетного учета за пределы (за (на) границу) объекта электроснабжения либо организации расчетного учета с использованием сплит-счетчика в случаях:

самовольного (бездоговорного) или безучетного потребления электрической энергии;

превышения Потребителем разрешенной к использованию мощности, установленной техническими условиями на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети и настоящим договором;

необеспечения доступа представителю Исполнителя к средствам расчетного учета и электроустановкам Потребителя в течение двух расчетных периодов.

Таким образом, полагаем, что прекращение подачи Вам электроэнергии может быть осуществлена энергоснабжающей организацией в порядке и случаях, определенных заключенным договором и действующим законодательством.

Отвечает главный специалист отдела по архивам, загсам и иным правовым вопросам Крицук Татьяна Фёдоровна:

Исходя из предоставленной главному управлению юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) компетенции в соответствии с Положением о главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета, утвержденным решением Гродненского областного исполнительного комитета от 05.03.2015 г. № 116, главное управление юстиции не наделено правом разъяснения и толкования законодательства применительно к конкретным правоотношениям.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» одной из основных задач адвокатуры является оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов. Для получения юридической помощи Вы вправе обратиться к адвокату по своему выбору. Сведения об адвокатах юридических консультаций размещены на официальном Интернет-портале Министерства юстиции Республики Беларусь minjust.gov.by (раздел – «Адвокатская деятельность»).

Положениями Указов Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 "О документировании населения Республики Беларусь", от 3 июня 2008 г. № 294 "О документировании населения Республики Беларусь", а также постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 июня 2010 г. № 200 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел по выдаче, учету, обмену, признанию недействительным, изъятию, хранению и уничтожению паспорта гражданина Республики Беларусь" не предусмотрено право граждан на получение паспорта по доверенности.

Отвечает Косило Ольга Франтишковна начальник отдела правового обеспечения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

Статья 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь определяет основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Если семья является молодой, оба супруга вступили в брак впервые и если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, то такая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпункту 1.11 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь (как молодая семья, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, за исключением граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также не занимает объект долевого строительства по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иному соглашению, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством, в населенном пункте по месту принятия на учет. При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании супругов жилые помещения, занимаемые на условиях договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, объекты долевого строительства, занимаемые по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иному соглашению, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством, расположенные в городе Минске и населенных пунктах Минского района).

При этом молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до тридцати одного года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В случае, если семья не относится к молодым семьям, один из супругов зарегистрирован и проживает в общежитии, а второй зарегистрирован и проживает в квартире родителей, в которой обеспеченность общей площади жилого помещения на каждого зарегистрированного составляет более 15 кв.м, то граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий при условии, что обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске - менее десяти квадратных метров) на одного человека.

При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения должна определяться по правилам части 2 подпункта 1.2 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, полагаем, что в Вашей ситуации супруг вправе обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган и (или) организацию по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с заявлением об изменении состава семьи.

Для получения более полной консультации рекомендуем обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган и (или) организацию по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отвечает Светлана Шкибель, заместитель начальника главного управления–начальник отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Согласно статье 154 Жилищного кодекса Республики Беларусь и пункту 71 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413,  участник общей долевой собственности (а также его супруг (супруга), дети и родители) регистрируется по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении без согласия соответственно иных участников общей долевой собственности (в вашем случае иных наследников) и совершеннолетних членов их семей, проживающих совместно с ними.

Условия, которые необходимо соблюсти для регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем вам на праве собственности (долевой собственности), следующие:

потребуется представить в регистрирующий орган (так как вы не указали, в каком населенном пункте находится жилой дом, рекомендуем обратиться в отдел по гражданству и миграции по месту нахождения жилого дома) заявление и документы, предусмотренные пунктом 13.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, также документы, являющиеся основанием для регистрации (прописки) по месту жительства, а именно: технический паспорт на жилое помещение и свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации возникновения или перехода права собственности на жилое помещение, либо технический паспорт на жилое помещение и выписку из регистрационной книги в отношении жилого помещения, либо регистрационное удостоверение на жилое помещение.

Отвечает Светлана Шкибель, заместитель начальника главного управления - начальник отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Исходя из вопроса читательницы полагаем, что речь идет о таких видах государственной поддержки, как субсидии, предоставляемые  при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Государственная поддержка многодетных семей предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», а также Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»:

Указ № 13 регулирует вопросы льготного кредитования и получения одноразовой субсидии (при условии наличия права на получение льготного кредита) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений определенных этим указом категорий граждан в т.ч. многодетных семей.

Указ № 240  регулирует вопросы предоставления субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам. Здесь особенность заключается в том, что такие кредиты являются коммерческими, т.е. не являются льготными.

Например, подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 13 установлено, что право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа, в том числе, многодетных семей. Таким образом, как видим, многодетная семья будет иметь право на льготный кредит, если она будет признана малообеспеченной.

Что касается предоставления субсидии на уплату части процентов и субсидии на погашение основного долга, то оно осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, с учетом порядка и условий, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, и особенностей, установленных Указом № 240.

При этом условия и порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных для получения льготных кредитов, одноразовых субсидий, субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, субсидий на погашение основного долга по этим кредитам и иных форм государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения определены Положением об отнесении граждан к категории малообеспеченных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утвержденным постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 20.12.2000 № 1955 (в редакции постановления от 04.11.2017 № 835).

Согласно названному Положению для отнесения гражданина к категории малообеспеченных он представляет сведения о доходах и имуществе гражданина и членов его семьи в орган, принимающий решение о предоставлении гражданину льготных кредитов, одноразовых субсидий, субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами, субсидий на погашение основного долга по этим кредитам: как правило, это гор(рай)исполком, администрация города. Совокупный доход семьи складывается из доходов всех членов семьи (со всеми видами доплат и надбавок). Сведения о совокупном доходе гражданина и членов его семьи должны быть подтверждены документально.

Положением также предусмотрено, что доходы гражданина (семьи), полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком на день их получения. Если день получения не известен, то на последний день месяца, на который они приходятся.

Следовательно, исходя из норм Положения, осуществление деятельности по трудовому договору Вашего супруга в Республике Польша не является препятствием для представления сведений о доходах и имуществе в соответствующий орган для рассмотрения и принятия решения об отнесении (не отнесении) Вашей семьи к категории малообеспеченных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения.

Рекомендуем вам для получения более полной консультации обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (гор(рай)исполком, администрацию города, и т.п.) по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 

Отвечает Елена Юргель начальник главного управления юстиции Гродненского облисполкома, председатель Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский Союз юристов»:

— Командированному работнику возмещаются расходы:  по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов, включая расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов (бронирование и предварительная продажа билетов, комиссионные сборы).

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобиль-такси – транспортное средство, оборудованное таксометром, имеющее соответствующие отличительные знаки и используемое для автомобильных перевозок. Так, например, легковые автомобили-такси должны быть окрашены в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета, на которую наносится отличительный знак. На правую и левую передние двери легкового автомобиля-такси наносится краткое наименование перевозчика, место его расположения, номер специального разрешения (лицензии) или регистрационный номер в Транспортном реестре Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, срок действия.

Пунктом 30 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» предусмотрено, что к выполнению автомобильных перевозок пассажиров могут допускаться автомобильные перевозчики, имеющие в предусмотренных законодательными  актами случаях специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта с соответствующими составляющими работами и (или) услугами.

Заключение договора об автомобильной перевозке пассажира удостоверяется билетом. Проездные билеты для проезда на пригородных и междугородных маршрутах в качестве обязательных реквизитов должны содержать наименование начального и конечного остановочных пунктов, маршрут движения, дату и время начала поездки, стоимость проезда.

Соответственно, при соблюдении всех вышеуказанных требований, Вам обязаны оплатить командировочные расходы по проезду транспортом общего пользования,  но не автомобилем-такси.

Отвечает Светлана Шкибель, заместитель начальника главного управления – начальник отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Согласно статье 74 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, местом жительства ребенка считается место жительства его родителей, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Разногласия между родителями о том, с кем будет проживать ребенок, разрешаются в судебном порядка исходя из интересов ребенка.

Порядок регистрации граждан и снятия их с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в Республике Беларусь определяется Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. №413, которое не предусматривает отказ в регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей вследствие «ухудшения положения ребенка». Несовершеннолетние регистрируются в жилых помещениях по месту жительства или месту пребывания их законных представителей или одного из них (в данном случае отца) без согласия собственников, наймодателей, нанимателей этих жилых помещений и совершеннолетних членов их семей, проживающих совместно с ними.

Регистрация граждан по месту жительства в жилом помещении ограничивается, если после регистрации гражданина обеспеченность общей площадью такого жилого помещения станет менее 15 кв. метров на одного человека, а обеспеченность жилой площадью жилого помещения в общежитии – менее 6 кв. метров на одного человека. Однако это условие не распространяется на случаи регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства (кроме регистрации по месту жительства в г. Минске) или месту пребывания их родителей.

Соответственно, если  в вашем вопросе речь идет о возможности регистрации ребенка по месту жительства отца либо матери, препятствий не должно возникнуть. А в случае, если речь идет об  «ухудшения положения ребенка», связанного с условиями проживания, о том, с кем из родителей будет проживать ребенок, должны договариваться между собой сами родители. При недостижении согласия  о месте проживания ребенка и условиях его проживания вопрос придется решать в судебном порядке, который предполагает участие и органов опеки и попечительства.

За оказанием юридической помощи по данной ситуации предлагаем Вам обратиться к адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, либо в адвокатские бюро, юридические консультации.

Отвечает Елена Юргель, начальник главного управления юстиции Гродненского облисполкома, председатель Гродненского областного отделения ОО  «Белорусский республиканский союз юристов»:

— Статьей 13 Закона  Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» предусмотрено следующее. Право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства имеют в том числе:

- дети-инвалиды в возрасте до 18 лет (необходимо предъявлять удостоверение инвалида, выдаваемое медико-реабилитационными экспертными комиссиями);

- дети в возрасте до 7 лет (за исключением права на проезд на междугородном автомобильном транспорте. Необходимо предъявлять свидетельство о рождении (паспорт) или паспорт родителя, в котором имеется отметка о детях);

- лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (необходимо предъявлять документы сопровождаемого, а именно удостоверение ребенка-инвалида, выдаваемое медико-реабилитационными экспертными комиссиями). 

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies