«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе, — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Вопросы и ответы

Отвечает Светлана Шкибель, заместитель начальника главного управления–начальник отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Согласно статье 154 Жилищного кодекса Республики Беларусь и пункту 71 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413,  участник общей долевой собственности (а также его супруг (супруга), дети и родители) регистрируется по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении без согласия соответственно иных участников общей долевой собственности (в вашем случае иных наследников) и совершеннолетних членов их семей, проживающих совместно с ними.

Условия, которые необходимо соблюсти для регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем вам на праве собственности (долевой собственности), следующие:

потребуется представить в регистрирующий орган (так как вы не указали, в каком населенном пункте находится жилой дом, рекомендуем обратиться в отдел по гражданству и миграции по месту нахождения жилого дома) заявление и документы, предусмотренные пунктом 13.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, также документы, являющиеся основанием для регистрации (прописки) по месту жительства, а именно: технический паспорт на жилое помещение и свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации возникновения или перехода права собственности на жилое помещение, либо технический паспорт на жилое помещение и выписку из регистрационной книги в отношении жилого помещения, либо регистрационное удостоверение на жилое помещение.

Статья 9 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) устанавливает право получать информацию об исполнительных производствах, возбужденных в отношении определенного круга должников. В частности, гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, иные организации могут получать из органов принудительного исполнения сведения:

  • об исполнительных производствах, возбужденных в отношении индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, которые не являются юридическими лицами;
  • ограничениях (обременениях), установленных в отношении должника и (или) его имущества в исполнительном производстве.

Указанную информацию можно будет получить в отношении всех категорий должников, кроме физических лиц.

Сведения, указанные в части 1 статьи 9 Закона, предоставляются гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, организации, не являющейся юридическим лицом, при условии уплаты государственной пошлины в порядке и размере, установленных законодательными актами.

(Справочно. Предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников — 3 базовые величины за сведения о каждом должнике (Приложение 16-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

Основным источником получения информации об исполнительных производствах является ознакомление с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) представление которой ограничено, и получение выписок из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, возможность снимать за свой счет копии (статья 18 Закона).

Более детальную информацию можно получить на страницах нашего сайта

В настоящее время на портале Министерства юстиции Республики Беларусь работает сервис "Реестр должников по исполнительным производствам"(http://minjust.gov.by/clientvip/) с информацией по юридическим и физическим лицам, ИП, если в их отношении возбуждено исполнительное производство.

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Исходя из формулировки  вопроса неоднозначен факт того работает или нет осужденный в местах лишения свободы, так как согласно пункту 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УОИК) осужденные, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, а также осужденные, являющиеся инвалидами І и ІІ группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.

Статья 102 УОИК регламентирует порядок удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы. А пенсия начисляется и выплачивается осужденным в порядке и размерах, предусмотренных частями первой - третьей статьи 88 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", а именно:пенсионерам, находящимся в местах лишения свободы, пенсия (кроме социальной) выплачивается в размере 10% назначенной пенсии, но не менее 20% минимальной пенсии по возрасту в месяц. В тех случаях, когда размер пенсии превышает стоимость содержания, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10% назначенной пенсии и не менее 20 % минимальной пенсии по возрасту в месяц.

Выплату пенсии пенсионеру, отбывающему наказание в исправительном учреждении, осуществляет орган по труду и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения. Сумма пенсии, причитающаяся к выплате, с учетом статьи 88 вышеуказанного закона, перечисляется в исправительное учреждение на лицевой счет пенсионера.

В соответствии с Инструкцией о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы, утвержденной приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 21 августа 1998 г. N 77/108, исправительные учреждения осуществляют удержания из пенсий осужденных пенсионеров, в том числе по исполнительным документам, например,возмещение ущерба, причиненного преступлением, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и др. (за исключением взысканий на содержание несовершеннолетних детей (алиментов). Удержания производятся из суммы пенсии, перечисленной на лицевой счет пенсионера в исправительном учреждении. Исправительные учреждения независимо от всех удержаний зачисляют на лицевой счет осужденных пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не менее 50 процентов от суммы пенсии, перечисленной органом по труду, занятости и социальной защите.

В пункте 3 статьи 102 УОИК (на который вероятно ссылаетесь Вы) об ограничении в отношении 10 % речь идет о заработной плате и иных доходах.

Статья 108 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" предусматривает, что из пенсии может быть удержано не более пятидесяти процентов на уплату алиментов, на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также на возмещение ущерба, причиненного преступлением, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, при взыскании задолженности по плате за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги.

При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам за пенсионером в любом случае должно быть сохранено не менее пятидесяти процентов причитающейся к выплате пенсии.

В отношении порядка распоряжения денежными средствами осужденных, в частности возможности выдачи доверенности, необходимо руководствоваться правилами, установленными в системе исполнения наказания. Так, по информации, размещенной на официальном интернет сайте МВД Республики Беларусь в разделе «Департамент исполнения наказания»,говорится о том, что осужденным, отбывающим наказание в исправительной, воспитательной колонии, а также осужденным, оставленным в следственном изоляторе и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, разрешается вместо получения положенной посылки или передачи приобретать в течение месяца продукты питания и предметы первой необходимости на сумму до пяти базовых величин за счет денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах. Это право не распространяется на осужденных, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, осужденных, не возместивших ущерб, причиненный преступлением, а также на осужденных, признанных злостно нарушающими установленный порядок отбывания наказания.

Осужденные вправе получать, а также отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения - и иным лицам.

Поступившие денежные суммы зачисляются на лицевой счет осужденного, а в исправительной колонии поселении вручаются осужденному.

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.

— Статья 47 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливает, что иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо который не имеет места жительства в Республике Беларусь, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Республике Беларусь. Иски о взыскании алиментов, об установлении материнства и (или) отцовства либо о лишении родительских прав могут предъявляться истцом также по месту его жительства. За оказанием на профессиональной основе юридической помощи по вопросам составления и подачи в суд искового заявления о взыскании алиментов Вы можете обратиться к адвокатам, в юридическую консультацию либо адвокатское бюро. Реестр адвокатов размещен на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь https://minjust.gov.by/

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Решение о применении либо неприменении Закона Республики Беларусь от 19.07.2019 N 230-З "Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков" (далее – Закон об амнистии) принимается в отношении каждого лица индивидуально.

Исполнение Закона об амнистии возложено на органы и учреждения, исполняющие наказания,органы уголовного преследования, суды, органы внутренних дел.

Однако следует обратить внимание, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, взыскиваются с обязанных лиц солидарно.

Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью.

Абзац двенадцатый статьи 11 Закона об амнистии устанавливает, что амнистия не распространяется на лиц, совершивших преступления и признанных в установленном законом порядке обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и не возместивших эти расходы на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии.

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— В соответствии с законодательством о принудительном исполнении исполнительные документы предъявляются (направляются) в орган принудительного исполнения по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо месту нахождения его имущества. Судебный исполнитель совершает исполнительные действия по месту жительства (месту пребывания) гражданина- должника либо по месту нахождения его имущества. 

При исполнении исполнительных документов судебный исполнитель имеет право: входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещения, в том числе принудительно вскрывать такие помещения, производить осмотр и обследование территорий, мебели, сейфов и других возможных мест хранения имущества, в том числе денежных средств, ценностей и документов, иных объектов, используемых должником, в целях выявления имущества должника, на которое может быть обращено взыскание и др.

Арест на имущество должника налагается в присутствии должника или совершеннолетнего члена его семьи, а при их отсутствии – с участием понятых.

Судебный исполнитель не налагает арест на имущество, находящееся в помещении, занимаемом должником совместно с иными лицами, только в случае, если это имущество явно не принадлежит должнику.

Если во время наложения ареста на имущество должника другие лица заявят на это имущество свои права, но не представят документального подтверждения своих прав, имущество вносится в акт ареста. Одновременно судебный исполнитель разъясняет  заинтересованному лицу его право представить судебному исполнителю документы для рассмотрения вопроса о снятии ареста с имущества либо обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста.

Не обращается взыскание на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет по исполнительным документам о взыскании с граждан задолженности в пользу банков.

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.

— В соответствии с требованиями статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" судебным исполнителем на любой стадии исполнительного производства могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа.

В рамках исполнения исполнительного производства о взыскании с Вас штрафа судебным исполнителем была принята мера по обеспечению исполнения в виде запрещения иным лицам исполнять в отношении Вас обязательства.

Действующее законодательство предусматривает, что при окончании исполнительного производства принятые судебным исполнителем меры по обеспечению исполнения исполнительного документа отменяются, если в отношении того же должника не возбуждены другие исполнительные производства.

Постановление об окончании исполнительного производства в срок не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, и при необходимости - иным лицам.

Таким образом, если в отношении Вас на исполнении у судебного исполнителя находилось только одно исполнительное производство, то после взыскания с Вас штрафа и принудительного сбора, принятая мера по обеспечению исполнения исполнительного документа должна быть отменена при окончании исполнительного производства.

Вопросы разблокировки номеров телефонов после получения постановления судебного исполнителя об окончании исполнительного производства (отмены меры по обеспечению исполнения) относятся к компетенции операторов мобильной связи.


Отвечает начальник отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома В.Л. Блыш:

— Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей с заработной платы и иных видов дохода граждан, выехавших за пределы Республики Беларусь возможно, но требует соответствующего оформления и достаточно длительного времени.

Для граждан-должников, работающих в Российской Федерации, эта процедура максимально упрощена, но это не значит, что алименты будут взысканы в кратчайшие сроки, как если бы это было в нашей стране. Необходимо обратиться в главное управление юстиции облисполкома либо ознакомиться на нашем сайте с информацией, где мы подробно разъясняем, каким должен быть пакет документов, направляемых нами для исполнения соответствующей службе территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Однако если в течение этого времени он трудоустроится на территории другого государства, то эта процедура начнется сначала и результат ее может зависеть от многих факторов. Например, от того, в каком государстве трудоустроится ваш бывший супруг. Это важно, чтобы понимать, в соответствии с каким международным договором будет осуществляться принудительное взыскание алиментов в пользу несовершеннолетних детей, заключен ли такой договор с соответствующим государством и Республикой Беларусь и каким будет порядок, чтобы такие алименты взыскивать.

Так, к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, принятой на конференции по международному частному праву в г. Гаага (Нидерланды) в 2007 году присоединились 38 участников, включая Беларусь, Бразилию, Турцию, США, государства-члены Европейского союза (за исключением Дании).

Однако это тоже не гарантирует успешное взыскание алиментов в каждом конкретном случае, так как существует специфика любых правоотношений в национальных законодательствах.

У нас, в Республике Беларусь, для принудительного взыскания алиментов достаточно правовых инструментов, в частности, в случае, если должник работает либо имеет  иной  источник доходов.

Отвечает Елена Юргель, начальник главного управления юстиции Гродненского облисполкома, председатель Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский союз юристов»:

— Действительно, срок строительства жилых домов и дач – 3 года с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на земельные участки  (Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 №87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» (далее - Указ № 87). Однако такой срок может быть продлен местным исполнительным комитетом  –до 2 лет.

Для этого можно обратиться в местный исполнительный комитет не ранее 6 месяцев и не позднее 2 месяцев до завершения трехлетнего срока строительства с заявлением, в котором будет указана уважительная причина для такого продления. Право на продление  срока строительства жилого дома, дачи может быть реализовано только один раз.

Строение можно законсервировать на срок до 3 лет.

Порядок консервации определен Положением о порядке консервации гражданами не завершенных строительством жилых домов, дач, осуществления благоустройства земельных участков, на которых проведена консервация таких домов, дач, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.2006 №506.

Если земельный участок предоставлялся не как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или приобретался ранее с незавершенным строением у другого субъекта, то законсервированное строение можно продавать.

Исходя из того, что у вас возведен фундамент, стены и частично крыша, то в случае, если строительство крыши будет завершено, то и последствия в виде изъятия земельного участка не должны наступить, так как по Указу №87 момент завершения строительства определен как: возведение фундамента, стен и крыши дома, дачи независимо от ввода таких домов, дач в эксплуатацию

Отвечает Оксана Бинкевич заместитель начальника отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.

Данная норма предполагает, что сторона исполнительного производства вправе снимать копии материалов исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, как своими техническими средствами (фотоаппарат, мобильный телефон и др.), так и обратиться с ходатайством о предоставлении копий документов из материалов исполнительного производства при условии уплаты государственной пошлины согласно приложению 161 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Согласно пункту 3 статьи 285 Налогового кодекса, освобождаются от государственной пошлины за представление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, при обращении в органы принудительного исполнения взыскатели по исполнительным производствам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, по требованиям работников, вытекающим из трудовых правоотношений.

Отвечает Нина Мазайло, заместитель начальника  отдела  по вопросам делопроизводства, архивам, в том числе ЗАГСа главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Органы ЗАГСа действовали на территории Республики Беларусь не всегда. На территориях, которые вошли в состав БССР в 1939 году, к зарегистрированным в органах ЗАГСа приравнивались религиозные обряды, совершенные до 20 апреля 1940 года (Указ Президиума Верховного Совета БССР от 14.04.1940 г.). В этот период регистрацию актов гражданского состояния на территории Гродненской области  осуществляли культовые учреждения (церкви, костёлы, мечети, синагоги) путем  записи  о религиозных обрядах крещения ребенка, венчании, отпевании умерших в костёльных (церковных) книгах. Сведения о национальной принадлежности родителей ребенка, вступающих в брак, умерших в этих записях отсутствуют. За период до 1945 года метрические книги культовых учреждений (церквей, костёлов, мечетей, синагог) Гродненской области, в которых содержатся сведения о рождении, заключении брака, смерти, находятся на хранении в Государственном учреждении «Национальный исторический архив Беларуси в городе Гродно».

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния на основании метрических книг, книг записей актов, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах, выдаются отделами ЗАГСа, архивами органов ЗАГСа на основании выданных государственными архивами в установленном порядке копий (выписок) записей из метрических книг, записей актов.  При этом сведения, вносимые в свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, должны соответствовать сведениям, содержащимся в записи акта.  

Так как в метрической записи сведения о национальной  принадлежности родителей  отсутствуют, получить свидетельство с указанием национальности родителей возможно только после внесения соответствующих дополнений в запись акта о рождении.

Отвечает Виталий Блыш, заместитель начальника  управления принудительного исполнения-начальник отдела   организации и контроля принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Согласно статье 115 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - Кодекс) выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается:

  • по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия;
  • при усыновлении ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;
  • при устройстве детей на государственное обеспечение и возникновении обязанности возмещения расходов, затраченных государством на их содержание, в соответствии с частью первой статьи 93  Кодекса;
  • при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов;
  • при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак;
  • в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.
Поэтому выплаты алиментов по исполнительным листам должны быть прекращены с момента усыновления ребенка.

Отвечает главный специалист отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского областного исполнительного комитета Людмила Танцерова:

— Подтверждением отцовства лица, состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка или состоявшего в таком браке на момент зачатия ребенка, т.е. в течение десяти месяцев до рождения ребенка, является запись акта о заключении брака. В таком случае право отцовства возникает автоматически независимо от желания родителей.

В случае отсутствия брачных правоотношений между родителями ребенка в момент его рождения и в течение десяти месяцев до его рождения подтверждение происхождения ребенка от определенного отца возможно только в случае совершения действий по установлению отцовства в административном или судебном порядке.

Установление отцовства в административном порядке осуществляется на основании совместного заявления родителей ребенка о регистрации установления отцовства. При нахождении матери ребенка в браке с другим лицом в момент рождения ребенка или в течение десяти месяцев до его рождения установление отцовства в административном порядке требует также заявления матери ребенка об исключении отцовства ее супруга и заявления супруга об отказе от прав отцовства.

В случае отказа матери или отца ребенка подать совместное заявление о регистрации установления отцовства, отказа матери ребенка заявить об исключении отцовства ее супруга либо нежелании супруга матери отказаться от прав отцовства установление отцовства возможно исключительно в судебном порядке.

При установлении отцовства суд принимает во внимание доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от предполагаемого отца, или признание предполагаемым отцом ребенка. Такими доказательствами могут быть любые фактические данные, установленные с использованием средств доказывания,  в том числе результаты судебно-медицинской и генно-дактилоскопической экспертиз, свидетельские показания, письменные и вещественные доказательства.

Отвечает ведущий референт отдела по вопросам делопроизводства, архивам, в том числе ЗАГСа главного управления юстиции Гродненского областного исполнительного комитета Мария Новосаденко:

— При регистрации заключения брака супруги или один из них могут избрать двойную фамилию, состоящую из добрачных фамилий супругов. Если двойной фамилией желают именоваться оба супруга, то по их согласию определяется, с какой добрачной фамилии она будет начинаться.

Изменение супругами или одним из них фамилии, избранной при заключении брака в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, на  двойную фамилию, состоящую из добрачных фамилий супругов, осуществляется один раз в порядке, установленном для внесения изменений в записи актов гражданского состояния. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой изменения

Поэтому вы вправе обратиться в отдел ЗАГСа по месту жительства заявителя либо нахождения записи акта о регистрации заключения брака с заявлением о внесении изменений в запись в части фамилии. Такой порядок действует с 1 февраля 2019 года в связи с внесенными изменениями в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

Отвечает Елена Юргель, начальник главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами, заключенные за пределами страны с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, признаются действительными в Республике Беларусь при условии, что они не противоречат требованиям нашего брачно-семейного законодательства.

Расторгнуть такой брак можно в отделе ЗАГСа по месту вашего жительства при отсутствии общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. Для этого необходимо взаимное согласие супругов, которое выражается в письменном заявлении. Если один из супругов по уважительным причинам не может явиться в орган ЗАГСа для подачи совместного заявления, а также не может подать заявление о регистрации расторжения брака в его отсутствие, его подпись на таком заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Если заявление вашего супруга и документ, подтверждающий регистрацию брака, будут  оформлены на английском языке, необходимы их перевод на один из государственных языков Республики Беларусь и его нотариальное свидетельствование, а также  наличие апостиля на них.

Отвечает Александр Губанович, главный специалист отдела регистрации коммерческих и некоммерческих организаций главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Полагаю, что речь идет об общественном объединении, так как согласно Закону Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей обращаются по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков, обращаются в суд с иском о защите прав потребителя, представляют и защищают в суде права и законные интересы потребителя. Однако делают это они на основании договора безвозмездного оказания услуг, заключенного с потребителем в письменной форме. Расходы общественного объединения, связанные с обращением по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков, обращением в суд с иском о защите прав потребителя, представлением и защитой в суде прав и законных интересов потребителя, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией): по письменному требованию общественного объединения потребителей после удовлетворения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) претензии, с которой общественное объединение потребителей обращалось по поручению потребителя, либо после принятия судом решения в пользу потребителя, если общественное объединение потребителей не заявляло такое требование при обращении в суд с иском о защите прав потребителя; по решению суда, вынесенному по иску о защите прав потребителя, с которым обращалось общественное объединение потребителей.
Такие общественные объединения имеют право на безвозмездной основе давать консультации потребителю по вопросам защиты его прав.

Контроль за соответствием деятельности общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам общественных объединений осуществляют соответствующие управления юстиции, исполнительные и распорядительные органы.

Как и любая другая организация, общественное объединение должно иметь книгу замечаний и предложений, где для рассмотрения вы вправе сделать запись о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг сотрудниками данного общественного объединения, которая должна быть рассмотрена в установленном порядке руководителем объединения.

Вопрос от читателя ГП
Отвечает Елена Юргель, начальник главного управления юстиции облисполкома, председатель Гродненского отделения ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

— Действительно, для перемены фамилии необходимы причины и причины должны быть уважительными, например: желание носить общую с супругом фамилию или вернуть свою добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при разводе; желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, если усыновление не может быть оформлено; желание носить фамилию, собственное имя, отчество, соответствующие избранной национальности; неблагозвучность, трудность произношения; желание вернуть добрачную фамилию после смерти супруга и другие. В случае, если бы вы хотели вернуть добрачную фамилию после расторжения брака, — однозначно такое решение было бы положительным. Главным управлением юстиции в каждом конкретном случае рассматривается материал по перемене фамилии и исходя из того, как обосновываются заявителем причины, по которым он считает необходимым переменить фамилию, разрешение дается либо нет. Все же рекомендуем обратиться в отдел ЗАГС по месту вашего жительства и подать соответствующее заявление.


Вопрос от читателя ГП

Отвечает Светлана Шкибель, заместитель начальника главного управления — начальник отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского облисполкома, член Гродненского отделения ОО «Белорусский республиканский союз юристов»:

— Проставление апостиля является административной процедурой. Органом, уполномоченным проставлять апостиль на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния: о рождении, о заключении брака и др., является Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Для проставления апостиля на оригинале свидетельства о рождении сына вам следует обратиться в Главное консульское управление Министерства иностранных дел по адресу г. Минск, ул. К. Маркса, 37а, тел.: +(375 17) 222 26 76. Подробную информацию о порядке приема (время приема, порядок оплаты и др.) можно получить на официальном сайте Министерства иностранных дел.

За проставление апостиля взимается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины, что составляет в настоящее время 12 руб. 25 коп. С документом, на котором необходимо проставить апостиль, обратиться может любое заинтересованное лицо (в том числе представитель, при этом доверенность или иным способом оформленное уполномочивание представителя не требуется).

Отвечает Тарасевич Виталий Иванович, заместитель начальника управления принудительного исполнения начальник отдела принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— Возбуждение судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника — индивидуального предпринимателя, если иное не установлено законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) в соответствии со ст. 49 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» влечет обязанность судебного исполнителя приостановить исполнительное производство, а в случае, если в отношении должника — индивидуального предпринимателя судом открыто конкурсное производство, судебный исполнитель должен возвратить исполнительный документ взыскателю в соответствии со ст. 53 указанного закона.

Вместе с тем после открытия судом в отношении должника конкурсного производства требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ч. 1 ст. 89 кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Эти требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства, а также в экономический суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов направляются управляющему вместе с документами, позволяющими установить размер указанных требований.

Информацию о нахождении должника в процедуре банкротства можно посмотреть в Едином государственном реестре сведений о банкротстве на интернет-сайте bankrot.gov.by.

Отвечает Ольга Токть, главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.

— То, о чем говорят адвокаты, имеет значение, так как если бы не было письменно оформленного либо нотариально удостоверенного договора займа, было бы невозможно взыскать деньги даже в судебном порядке. Вопрос, давать деньги в долг или нет, каждый решает сам, но последствия возможного не возврата должны также учитываться.

Если должник оказывается с имущественной точки зрения несостоятельным на момент возврата долга, нигде не работает, то взыскать с него даже в принудительном порядке будет нечего. Вопрос в другом: у него эта ситуация сложилась ввиду стечения обстоятельств или это было следствием его безответственного отношения к своим обязательствам либо вообще мошенническими действиями.

Направление взыскателю уведомления о разъяснении его права обращения в суд с требованием о выделении доли должника в общем имуществе предусмотрено действующим законодательством об исполнительном производстве. Судебным исполнителем такое уведомление направляется взыскателю в случае отсутствия или недостаточности у должника иного имущества, на которые может быть обращено взыскание. Поэтому принимать решение стоит обращаться в суд за выделением доли должника либо нет, вам необходимо самостоятельно.

Также вы можете ознакомиться с материалами исполнительного производства, чтобы убедиться были ли предприняты судебным исполнителем все необходимые действия по выявлению имущества должника, применены ли к должнику меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь, на управление механическими транспортными средствами, на охоту, иные меры, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»).

При необходимости можно обжаловать действия (бездействие) судебного исполнителя в установленном порядке руководителю органа принудительного исполнения.

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies