ПАМЯТКА по вопросам ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений при выполнении ими должностных обязанностей
Настоящая памятка разработана в целях повышения эффективности принимаемых мер по профилактике коррупции в главном управлении юстиции Гродненского облисполкома.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу демократии и правам человека, подрывает господство правовых институтов и моральные устои общества, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизируют государственное управление и экономическое развитие.
Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является – ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. N 305-З О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.2021 N 93-З, от 01.06.2022 N 175-З, от 30.12.2022 N 232-З, с изм., внесенными Законом Республики Беларусь от 07.02.2023 N 248-З).
Помимо Закона о борьбе с коррупцией вопросы борьбы с коррупцией регулируются следующими основными нормативными правовыми актами:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь;
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Трудовой кодекс Республики Беларусь;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
- Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 №433-З «Об основах административных процедур»;
- Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
1. Понятие коррупции и субъекты коррупционных преступлений
Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного (ст. 1 Закона).
Согласно ст.3 Закона № 305-З субъектами коррупционных правонарушений являются:
- государственные должностные лица;
- лица, приравненные к государственным должностным лицам;
- иностранные должностные лица;
- лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.
К государственным должностным лицам относятся лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, относятся в том числе:
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, за исключением государственных должностных лиц;
- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
- представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия (абз.5 ст.1 Закона № 305-З).
Определение термина «должностное лицо» также дано в ст.4 УК и ст.1.10 КоАП.
Руководящая должность - должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Выполнение административно-хозяйственных обязанностей заключается в полномочиях по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Организационно-распорядительные обязанности - полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий (абз.18 ст.1 Закона № 305-З).
Наличие подчиненных при осуществлении названных функций необязательно.
Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий - работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
Полномочия на совершение юридически значимых действий могут быть предоставлены специальной доверенностью.
Выполнение лицом по специальному полномочию обязанностей должностного лица в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности) означает, что лицо выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, которыми оно наделено в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, гражданско-правовым договором либо правомочным на то органом или должностным лицом (п.9 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (статьи 424-428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)»).
2. Виды коррупционных преступлений и ответственность за их совершение
В ст.25 Закона № 305-З содержится описание правонарушений, создающих условия для коррупции, в ст.37 Закона № 305-З - описание коррупционных правонарушений.
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются (ст.25 Закона № 305-З):
- вмешательство государственного должностного лица в деятельность других должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
- оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
- использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
- участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
- использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных и иных внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
- отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
- требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
- нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
- создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
- делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
- нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
- требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.
Коррупционными правонарушениями являются (ст.37 Закона № 305-З):
- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
- незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абз.2, 3, 5 и 12 ст.37 Закона № 305-З;
- принятие государственным должностным или
приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом в связи с исполнением служебных
(трудовых) обязанностей имущества или получение другой выгоды в виде работы,
услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.17 Закона
№ 305-З;
- осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
- передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
- использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для исполнения служебных (трудовых) обязанностей имущества государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совмина;
- любое коррупционное правонарушение, предусмотренное абз.10 ч.1 ст.37 Закона № 305-З, - есть ни что иное как нарушение ГДЛ вышеназванного ограничения, установленного абз.11 ч.1 ст.17 Закона № 305-З;
- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
- хищение, в том числе мелкое, путем злоупотребления служебными полномочиями.
В соответствии с новой редакцией абз.12 ч.1 ст.37 Закона № 305-З коррупционным правонарушением с 01.03.2023 признается любое, а не только мелкое, хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
Совершение и тех и других правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности (ч.1 ст.6 Закона № 305-З).
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура (ч.1 ст.7 Закона № 305-З).
2.1. Дисциплинарная ответственность
Пунктами 5 и 51 ст.47 ТК предусмотрены основания для прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях.
В частности:
- неподписание работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
- нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.
2.2. Административная и уголовная ответственность
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например:
- по ст.12.9 (нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг));
- ст.12.27 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств);
- ст.12.10 (нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве);
- ст.24.53 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи);
- ст.11.1 (мелкое хищение).
Мелкое хищение - хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище (ст.11.1 КоАП).
С 01.03.2023 ст.38 Закона № 305-З изложена в новой редакции, согласно которой, если физическим лицом от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного, осуществлялся подкуп должностного лица, это юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Административная ответственность юридического лица за такой подкуп от его имени или в его интересах установлена в ст.24.59 КоАП.
Юридическое лицо подлежит административной ответственности по ст.24.59 КоАП при наличии следующих условий:
1) физическое лицо дало взятку от имени или в интересах юридического лица должностному лицу за благоприятное решение вопросов, входящих в компетенцию должностного лица, либо за выполнение или невыполнение в интересах такого юридического лица какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий;
2) соответствующий факт дачи взятки физическим лицом от имени или в интересах юридического лица, то есть совершения физическим лицом преступления, предусмотренного ст.431 УК, установлен процессуальным решением.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.24.59 КоАП, сформулирован с учетом положений ст.430 и 431 УК, в которых установлена уголовная ответственность соответственно за получение взятки и дачу взятки.
В частности, из ст.24.59 КоАП следует, что:
- в качестве предмета взятки от имени или в интересах юридического лица могут выступать материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т. п.) или выгоды имущественного характера (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т. п.);
- предмет взятки от имени или в интересах юридического лица может быть передан (предоставлен) должностному лицу для него самого или его близких.
При этом в примечании к ст.24.59 КоАП предусмотрены исчерпывающие перечни:
1) процессуальных решений, которыми должен быть установлен факт дачи взятки физическим лицом от имени или в интересах юридического лица (вступивший в законную силу приговор суда; решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п.11 ч.1 ст.29 УПК, и др.);
2) оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.24.59 КоАП (юридическое лицо способствовало выявлению этого правонарушения; в отношении юридического лица имело место вымогательство и др.).
Уголовная ответственность наступает в случае хищения имущества юридического лица в сумме, превышающей десятикратный размер базовой величины, установленный на день совершения деяния (п.4 примечания к гл.24 УК).
Перечень коррупционных преступлений установлен
совместным постановлением Генпрокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, СК
от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 и в настоящее время включает
10 составов преступлений. К числу коррупционных преступлений, за совершение
которых наступает уголовная ответственность, относятся:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК);
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (чч.2, 3 ст.235 УК);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (чч.2, 3 ст.424 УК);
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (чч.2, 3 ст.425 УК);
- превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (чч.2, 3 ст.426 УК);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК);
- получение взятки (ст.430 УК);
- дача взятки (ст.431 УК);
- посредничество во взяточничестве (ст.432 УК);
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.455 УК).
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК) представляет собой завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (чч.2, 3 ст.235 УК), представляет собой совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств.
Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от 4 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств организованной группой наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), и наказывается лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Бездействие должностного лица (ст.425 УК) представляет умышленное
вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной
личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в
силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством
преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых
являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в
крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо
государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица),
и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок
до 5 лет со штрафом или без штрафа
и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью.
Бездействие должностного лица, занимающего
ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия, наказывается
лишением свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом или без штрафа
и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью.
Превышение власти или служебных полномочий (ст.426 УК) - умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Превышение власти или служебных полномочий, совершенное лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Служебным подлогом (ст.427 УК) признается внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до 2 лет.
Служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК) - учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через иное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Получение взятки (ст.430 УК) - принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, наказывается ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Получение взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Получение взятки, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст.430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дача взятки (ст.431 УК) наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа.
Дача взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо в крупном размере наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа или лишением свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом или без штрафа.
Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст.430, 431 и 432 УК, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом или без штрафа.
При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления (примечание к ст.431 УК).
Посредничество во взяточничестве (ст.432 УК) представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя и наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет.
Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, наказывается арестом на срок от 3 до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 6 лет.
Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст.430, 431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
При этом виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления (примечание к ст.432 УК).
Принятие незаконного вознаграждения (ст.433 УК) представляет собой принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством оплаты труда, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом или без штрафа.
Принятие незаконного вознаграждения, совершенное повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения или лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Принятие незаконного вознаграждения, совершенное в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления (примечание к ст.433 УК).
По статистике уголовных дел, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.
Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.455 УК), злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, превышение власти или служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, наказывается ограничением по военной службе на срок до 2 лет или лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, превышение власти или служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, повлекшие тяжкие последствия, а равно превышение власти или служебных полномочий, сопряженное с насилием, мучением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, превышение власти или служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, совершенные в военное время или в боевой обстановке, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Определение ущерба, причиненного работником предприятию, и порядок его возмещения
В соответствии с п.3 примечания к гл.24 УК:
- значительным размером (ущербом в значительном размере) признается размер (ущерб) на сумму в 40 и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления;
- крупным размером (ущербом в крупном размере) - в 250 и более раз превышающий размер базовой величины;
- особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) - в 1 000 и более раз превышающий размер базовой величины.
При определении размера ущерба следует принимать во внимание то, что учитывается только реальный ущерб, упущенная выгода не учитывается, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей. Под реальным ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей, либо излишние денежные выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя).
К излишним денежным выплатам, в частности, могут относиться: заработная плата, выплаченная незаконно уволенному работнику; потери нанимателя в связи с неудовлетворением исковых требований по причине пропуска исковой давности; расходы, связанные с перевозкой, экспертизой поставленной в торговую сеть некачественной продукции (товара); сверхнормативный расход электроэнергии, горюче-смазочных материалов.
Поскольку законодательством о труде не установлено
иное,
к штрафам, взыскиваемым с нанимателя, следует относить любой их вид - как
административное взыскание, наложенное компетентным органом, так и
предусмотренную ст.311 ГК
меру гражданско-правовой ответственности (п.6 ст.404 ТК, п.3 постановления Пленума
Верховного Суда от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства
о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при
исполнении трудовых обязанностей»).
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками наниматель обязан выполнить следующие действия:
1) провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (служебное расследование):
- устанавливается, действительно ли имело место причинение работником материального ущерба, время, место, обстоятельства, при которых был причинен ущерб;
- выясняются цели и мотивы причинения материального ущерба;
- устанавливается наличие вины в действиях либо бездействии конкретных работников и степень вины каждого в случае причинения материального ущерба несколькими работниками;
- выясняются обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного работника;
- выясняются личные и деловые качества работника, его предшествующее поведение;
- выясняются причины и условия, которые способствовали причинению материального ущерба;
- определяется размер ущерба, причиненного работником, и другие вопросы;
2) истребовать от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба;
3) ознакомить работника с материалами проверки.
В целях проверки наниматель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
В рамках трудовых правоотношений законодательством предусмотрена возможность возмещения ущерба, причиненного работодателю, несколькими способами.
Это может быть:
- добровольное возмещение ущерба полностью или частично самим работником, также (с согласия нанимателя) работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное (ст.401 ТК, ч.5 п.10 постановления № 2);
- возмещение ущерба по распоряжению (приказу)
нанимателя
(чч.1-3 ст.408 ТК);
- возмещение ущерба в судебном порядке.
Судебный порядок применяется в случае, если:
- нанимателем пропущен установленный ч.2 ст.408 ТК двухнедельный срок для издания распоряжения об удержании этой суммы из заработной платы работника;
- работник не согласен с размером ущерба и (или) возмещение не может быть произведено по распоряжению нанимателя и в других случаях, предусмотренных законодательством;
- работник уже уволен и не хочет добровольно возместить причиненный ущерб (п.7 постановления № 2).
Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного работником, устанавливается срок в 1 год со дня обнаружения ущерба, то есть со дня, когда нанимателю стало известно о наличии вреда, причиненного работником (ст.242 ТК). Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, считается день подписания соответствующего акта или заключения (ч.2 п.10 постановления № 2).
Привлечение к материальной ответственности и возмещение ущерба производятся независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию.
4. Предупреждение коррупции
Статьей 27 ТК, ч.2 ст.18 Закона № 305-З установлено ограничение совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении), организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (обособленном подразделении), на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, супругов, лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Государственное должностное лицо, лицо,
претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий,
которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и
связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных,
групповых и иных внеслужебных интересах, подписывают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона
№ 305-З, в котором обязуются:
- не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
- не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
- не совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
- не совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
- не принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина;
- не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
- не выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
- не принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, при этом не являются нарушением ограничений:
- принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20-кратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;
- получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;
- иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совмина;
- не осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок:
- служебных командировок;
- по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников;
- осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
- осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
- не использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, предоставленные государственному должностному лицу для исполнения служебных (трудовых) обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина, а также полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
В соответствии с ч.2 ст.17 Закона № 305-З
гражданские служащие, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры
государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более
процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его
административно-территориальных единиц, подписывают обязательство по соблюдению
ограничения на
выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных
(трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической
в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной,
творческой деятельности
и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами.
В обязательстве лица, приравненного к государственному должностному лицу, целесообразно также предусмотреть соблюдение ограничений для супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников о запрете:
- принимать в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, при этом не являются нарушением ограничений:
- принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20-кратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;
- получение имущества в связи с исполнением
служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило
в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию,
в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого
имущества и безвозмездно сдало его;
- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок:
- служебных командировок;
- по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников;
- осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
- осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
Не подписание обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности по п.5 ст.47 ТК.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, освобождается от занимаемой должности по п.51 ст.47 ТК.
Статьей 11 Закона № 305-З установлено, что «государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией».
В этой связи особенно важно поведение работника в определенных ситуациях. Так, например, в случае если сотруднику предлагают взятку, необходимо:
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как готовность или как категорический отказ принять взятку;
- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое место для следующей встречи;
- не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться» и сообщить как можно больше информации;
- при наличии диктофона постараться скрытно записать предложение о взятке;
- по окончании разговора немедленно сообщить о данном факте руководителю организации и в правоохранительные органы.
5. Устранение последствий коррупционных правонарушений
Специальная глава Закона № 305-З посвящена устранению последствий коррупционных правонарушений (ст.40-43). Прежде всего, это касается судьбы незаконно полученных материальных ценностей (денежных средств, имущества, стоимости полученных услуг).
В силу ст.40 Закона № 305-З денежные средства, предоставленные государственному должностному или приравненному к нему лицу в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятые им в результате совершения такого правонарушения, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.
Имущество, за исключением денежных средств, в том числе подарки, предоставленное государственному должностному или приравненному к нему лицу и (или) принятое им с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.
При невозможности сдачи имущества по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также стоимость работ, услуг, которыми оно незаконно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства.
Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно принятое супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость, а также стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства. Денежные средства, предоставленные супругу (супруге) государственного должностного или приравненного к нему лица, близким родственникам или свойственникам и (или) принятые ими в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.
В случае если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно перечислить (сдать) незаконно принятые им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками денежные средства, иное имущество либо возместить его стоимость, а также стоимость работ, услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, при отсутствии признаков преступления, эти денежные средства, иное имущество, стоимость работ, услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на денежные средства, иное имущество, незаконно принятые государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.
Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость работ, услуг, полученных с нарушением этого порядка, - перечислению в республиканский бюджет.
Из смысла Закона № 305-З следует, что под принятием подарков понимается их фактическое получение и обращение в свою собственность, о чем может свидетельствовать реализация полномочий собственника в отношении подарка (пользование имуществом или услугой по их прямому назначению в личных целях, размещение подарка по месту своего жительства, отчуждение подарка и т. п.).
Однако, исходя из анализа судебной практики, установлены случаи возможного вручения подарков «…по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе». Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки (п.20 постановления Пленума Верховного Суда от 26.06.2003 № 6«О судебной практике по делам о взяточничестве (статьи 430, 431 и 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь)»).
Не являются нарушением ограничений:
- принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20-кратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;
- получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;
- иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совмина.
Порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, определяется Совмином.
Одной из достаточно значимых мер по устранению последствий коррупционных правонарушений является предусмотренная Законом № 305-З (ст.41) возможность отмены решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений. При этом решения могут быть отменены:
- государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие;
- вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом;
- судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.
Настоящая Памятка составлена на основании норм законодательства с учетом требований Закона № 305-З для целей профилактики коррупционных правонарушений и практического применения в работе в организациях, входящих в систему главного управления юстиции Гродненского облисполком.