Положение
РЕШЕНИЕ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
28 августа 2025 г. № 500
Об изменении решения Гродненского областного исполнительного комитета от 5 марта 2015 г. № 116
На основании части первой пункта 10 статьи 38 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Гродненский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:
Положение о главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета, утвержденное решением Гродненского областного исполнительного комитета от 5 марта 2015 г. № 116, изложить в новой редакции (прилагается).
Председатель | Ю.Х.Караев |
УТВЕРЖДЕНО
решение
Гродненского областного
исполнительного комитета
05.03.2015 № 116
(в редакции решения
Гродненского областного
исполнительного комитета
28.08.2025 № 500)
ПОЛОЖЕНИЕ
о главном управлении юстиции
Гродненского областного исполнительного комитета
1. Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) является структурным подразделением Гродненского областного исполнительного комитета (далее – облисполком). Главное управление юстиции подчиняется облисполкому и Министерству юстиции в части осуществления государственно-властных полномочий в сфере юстиции.
2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами главного управления юстиции являются:
3.1. реализация единой государственной политики в сферах юстиции, архивного дела и делопроизводства;
3.2. проведение обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, проведение проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;
3.3. организационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
3.4. контроль за соблюдением нотариусами, Гродненской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – областная нотариальная палата) законодательства о нотариате, контроль за соблюдением нотариусами законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
3.5. руководство деятельностью территориальных органов принудительного исполнения и государственных архивов Гродненской области (далее – область);
3.6. методическое руководство деятельностью отделов записи актов гражданского состояния районных исполнительных комитетов, администраций районов города Гродно (далее, если не установлено иное, – отделы загса), городских (городов районного подчинения), сельских исполнительных комитетов (далее – органы загса) по регистрации актов гражданского состояния;
3.7. государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения, государственная регистрация (постановка на учет) организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений;
3.8. осуществление контроля за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам, а в отношении организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур общественных объединений – Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства, уставам политических партий и общественных объединений соответственно;
3.9. постановка на учет, снятие с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, и организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц;
3.10. организация государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования;
3.11. формирование и ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), реестра представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц в отношении соответствующих представительств и филиалов, расположенных на территории области (далее – реестр);
3.12. обеспечение организации принудительного исполнения исполнительных документов и определение основных направлений совершенствования деятельности по принудительному исполнению исполнительных документов;
3.13. осуществление деятельности, направленной на соблюдение законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований, лицами, имеющими лицензии на осуществление риэлтерской деятельности, на оказание юридических услуг;
3.14. организация хранения документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь, их учет и использование;
3.15. содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических разработок в практику работы государственных архивов области и иных организаций;
3.16. правовое обеспечение функционирования Гродненского областного Совета депутатов (далее – Совет), облисполкома и соблюдения законности их деятельности;
3.17. обеспечение освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию, за исключением относящихся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне;
3.18. координация деятельности Гродненского городского, районных исполнительных комитетов, администраций районов города Гродно по вопросам создания и функционирования службы «одно окно», осуществления административных процедур;
3.19. реализация кадровой политики в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения;
3.20. организация идеологической работы в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения;
3.21. обеспечение в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения требований охраны труда, пожарной безопасности, законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовки и мобилизации;
3.22. организация работы с населением в части осуществления правового воспитания и правового просвещения;
3.23. организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов и иных мероприятий, связанных с деятельностью главного управления юстиции, а также утверждение порядка проведения конкурсов и поощрения победителей.
4. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
4.1. в сфере осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов:
4.1.1. проводит обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
4.1.2. оказывает методологическую помощь местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам базового территориального уровня при подготовке документов, направляемых для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов;
4.1.3. проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
4.1.4. не реже одного раза в полугодие обобщает итоги проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня и информацию о них доводит до руководителей нормотворческих органов с конкретными предложениями о совершенствовании нормотворческого процесса;
4.1.5. ежегодно информирует о качестве нормотворческой деятельности Совет – в отношении местных Советов депутатов базового территориального уровня и облисполком- в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
4.2. в сфере деятельности территориальных органов принудительного исполнения:
4.2.1. осуществляет организационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.2. организует принудительное исполнение исполнительных документов;
4.2.3. оказывает практическую и методическую помощь судебным исполнителям, в том числе по единообразному применению норм законодательства, а также осуществляет контроль по ведению исполнительного производства в территориальных органах принудительного исполнения;
4.2.4. изучает организацию и практику работы территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.5. обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения, контролирует работу территориальных органов принудительного исполнения по ведению первичного учета и статистики;
4.2.6. изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.7. разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование организации работы территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.8. вносит в Министерство юстиции предложения по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, о разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов принудительного исполнения, о применении и модернизации программно-технологических средств;
4.2.9. обеспечивает функционирование и техническое обслуживание установленного в территориальных органах принудительного исполнения программного обеспечения, необходимого для ведения исполнительного производства;
4.2.10. обеспечивает рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);
4.2.11. представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями, информационные справки о результатах проверок территориальных органов принудительного исполнения по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, другие сведения о работе территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.12. координирует деятельность по внедрению в территориальных органах принудительного исполнения компьютерных систем правовой информации;
4.2.13. организует проектирование капитального строительства зданий территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;
4.2.14. в порядке, определенном законодательством, организует и проводит закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.15. в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонты зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения;
4.2.16. обеспечивает сохранность имущества территориальных органов принудительного исполнения и прав на него, находящегося в республиканской собственности и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления;
4.2.17. распоряжается в порядке, установленном законодательством, имуществом, находящимся в республиканской собственности и закрепленным на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, осуществляет контроль за эффективным использованием этого имущества;
4.2.18. представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информацию об объектах неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот для формирования календарного графика по государственному органу (при наличии);
4.2.19. обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование средств принудительного сбора;
4.2.20. накапливает и ведет учет средств принудительного сбора в целом по области и отдельно по каждому отделу принудительного исполнения;
4.2.21. осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;
4.3. в сфере нотариата и нотариальной деятельности:
4.3.1. осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате, контроль за деятельностью нотариусов в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
4.3.2. координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;
4.3.3. регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства юстиции;
4.3.4. по согласованию с областной нотариальной палатой принимает меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах Гродненского нотариального округа, в том числе распределяет между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в этом нотариальном округе;
4.3.5. по согласованию с областной нотариальной палатой утверждает порядок передачи документов в нотариальный архив либо другому нотариусу в случаях, указанных в части второй пункта 2 статьи 16, частях первой и четвертой пункта 7 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»;
4.3.6. по согласованию с областной нотариальной палатой определяет нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса;
4.3.7. по согласованию с областной нотариальной палатой устанавливает требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;
4.3.8. по согласованию с областной нотариальной палатой определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом;
4.3.9. определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным уполномоченным должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа;
4.3.10. получает от областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и (или) документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;
4.3.11. согласовывает образование (упразднение) нотариальных контор, определение (освобождение от обязанностей) заведующих нотариальными конторами, количество стажеров нотариусов в Гродненском нотариальном округе;
4.3.12. согласовывает образование нотариальных бюро в Гродненском нотариальном округе;
4.3.13. принимает от лица, утратившего статус нотариуса, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уничтожение печати нотариуса с изображением Государственного герба Республики Беларусь, и направляет их в Министерство юстиции;
4.3.14. создает в установленных законодательством случаях совместно с областной нотариальной палатой комиссии и обеспечивает участие своего представителя в работе этих комиссий;
4.3.15. содействует областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;
4.3.16. участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;
4.3.17. осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;
4.4. в сфере регистрации актов гражданского состояния органами загса:
4.4.1. осуществляет методическое руководство деятельностью органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
4.4.2. оказывает органам загса методическую помощь по практическим вопросам применения действующего законодательства по регистрации актов гражданского состояния;
4.4.3. проводит проверки деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
4.4.4. оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов загса;
4.4.5. представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов загса, а также заключения (продления, прекращения) с ними контрактов;
4.4.6. участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов загса;
4.4.7. осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов загса, архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции (далее – архив органов загса), а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;
4.4.8. изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах загса области;
4.4.9 обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную отчетность и иную информацию о работе органов загса, архива органов загса, изучает и обобщает практику и положительный опыт их работы;
4.4.10. разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния (семинарские занятия, круглые столы, встречи, стажировки, методические советы и другое);
4.4.11. обобщает и вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;
4.4.12. вносит в Министерство юстиции ходатайства о поощрении должностных лиц отделов загса;
4.4.13. осуществляет контроль за проведением отделами загса районных исполнительных комитетов проверок деятельности городских (городов районного подчинения), сельских исполнительных комитетов по регистрации актов гражданского состояния;
4.4.14. в случае выявления нарушений законодательства при регистрации актов гражданского состояния выходит с предложением в Министерство юстиции о внесении в соответствующие исполнительные комитеты обязательных для исполнения письменных предписаний о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов загса области;
4.4.15. в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами загса;
4.4.16. в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) о перемене фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
4.4.17. в случаях, установленных законодательством, согласовывает выдачу отделами загса, архивом органов загса справок, содержащих сведения из записей акта гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, извещений об отсутствии записи акта гражданского состояния;
4.4.18. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством в сфере регистрации актов гражданского состояния;
4.5. в сфере деятельности архива органов загса:
4.5.1. принимает на хранение вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, подлежащие статистической обработке, от органов государственной статистики, а не подлежащие статистической обработке – от отделов загса;
4.5.2. обеспечивает хранение вторых экземпляров записей актов гражданского состояния;
4.5.3. выдает повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния на основании записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса области;
4.5.4. в случаях, предусмотренных законодательством, выдает копии записей актов гражданского состояния;
4.5.5. вносит изменения, дополнения и исправления во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, производит в них соответствующие отметки, а также вносит во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния отметки об аннулировании;
4.5.6. представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения на должность руководителя архива органов загса;
4.6. выполняет функции регистрирующего органа:
4.6.1. согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе в электронном виде;
4.6.2. осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, а также с участием иностранных и международных организаций (далее – коммерческие организации с участием иностранных инвесторов), изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе на основании электронных документов, поступивших посредством веб-портала ЕГР;
4.6.3. выполняет иные функции, делегируемые облисполкомом и связанные с государственной регистрацией и ликвидацией коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов, о внесении в ЕГР записи об исключении из него таких организаций;
4.6.4. представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
4.6.5. формирует территориальную часть ЕГР и представляет в Министерство юстиции сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР и для исключения их из этого регистра;
4.6.6. предоставляет сведения, содержащиеся в базе данных ЕГР;
4.6.7. взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов, а также государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие»;
4.6.8. осуществляет проверки деятельности районных, Гродненского городского исполнительных комитетов, администраций районов города Гродно, которым делегирована часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования, в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства;
4.6.9. вносит в районные, Гродненский городской исполнительные комитеты, администрации районов города Гродно обязательные для исполнения этими органами представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;
4.6.10. обеспечивает методическое руководство и контроль за деятельностью районных, Гродненского городского исполнительных комитетов, администраций районов города Гродно при выполнении ими функций регистрирующего органа;
4.6.11. включает в ЕГР сведения о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория области;
4.6.12. осуществляет государственную регистрацию территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы;
4.6.13. осуществляет государственную регистрацию гимнов, значков, вымпелов, галстуков территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);
4.6.14. осуществляет государственную регистрацию и постановку на учет организационных структур политических партий, областных и межобластных организационных структур профессиональных союзов и общественных объединений, республиканских государственно-общественных объединений в виде обособленных структурных подразделений, наделенных или не наделенных правами юридического лица;
4.6.15. осуществляет постановку на учет и снятие с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, и организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц;
4.6.16. ведет реестры территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), журналы государственной регистрации и постановки на учет соответствующих организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов, иных общественных объединений, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений;
4.6.17. осуществляет систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных фондов и организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения;
4.6.18. формирует территориальную часть ЕГР в части сведений о территориальных профессиональных союзах, профессиональных союзах в организациях, местных общественных объединениях, их союзах (ассоциациях), местных фондах, организационных структурах республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения;
4.6.19. выдает свидетельство (дубликат свидетельства) о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;
4.6.20. вносит изменения в свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;
4.6.21. предоставляет в Министерство юстиции сведения о постановке на учет и снятии с учета организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
4.6.22. ведет журналы учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации;
4.6.23. выдает дубликаты уставов местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, свидетельств о государственной регистрации, постановке на учет организационных структур политической партии, профессионального союза;
4.6.24. осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам, а в отношении организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур общественных объединений – Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства, уставам политических партий и общественных объединений соответственно;
4.6.25. определяет должностных лиц главного управления юстиции, непосредственно реализующих полномочия регистрирующего органа, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции облисполкома;
4.6.26. осуществляет выдачу (замену, продление срока действия) удостоверения руководителя местного общественного объединения, их союза (ассоциации), местного фонда, местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданного с участием общественного объединения (общественных объединений);
4.6.27. выносит письменные предупреждения местным общественным объединениям, их союзам (ассоциациям), местным фондам и постоянно действующим третейским судам, созданным в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, указывают в них на допущенные нарушения, а также применяет иные меры ответственности в соответствии с законодательством;
4.6.28. обращается в Гродненский областной суд с заявлениями о ликвидации, приостановлении деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), ликвидации местных фондов, ликвидации (признании постановки на учет недействительной) постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
4.6.29. принимает меры по исполнению решения суда о ликвидации местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, если ликвидационная комиссия (ликвидатор) не назначена в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда;
4.6.30. принимает решения об исключении из соответствующих журналов государственной регистрации и постановки на учет организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов, общественных объединений, об исключении из журналов учета организационных структур республиканских государственно-общественных объединений записи о государственной регистрации организационной структуры, наделенной правами юридического лица, постановке на учет организационной структуры, не наделенной правами юридического лица;
4.6.31. принимает решения об исключении территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), из соответствующих реестров;
4.6.32. осуществляет прием и рассмотрение документов, представленных для открытия представительств иностранных юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в иностранном государстве (далее – представительство иностранной организации), и филиалов иностранных юридических лиц, расположенных на территории области;
4.6.33. осуществляет подготовку проектов решений облисполкома по вопросам открытия (отказа в открытии) представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, прекращения их деятельности;
4.6.34. формирует реестр;
4.6.35. осуществляет иные действия по сопровождению деятельности представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц в случаях, установленных законодательством;
4.6.36. реализует иные права и обязанности, предоставленные регистрирующему органу актами законодательства в связи с государственной регистрацией и ликвидацией коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
4.7. в сфере деятельности лиц, имеющих лицензии на осуществление риэлтерской деятельности, на оказание юридических услуг:
4.7.1. рассматривает в соответствии с законодательными актами вопросы, связанные с соблюдением законодательства при осуществлении риэлтерской деятельности и оказании юридических услуг гражданам и организациям;
4.7.2. вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования осуществления риэлтерской деятельности и оказания юридических услуг;
4.7.3. изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг и риэлтерской деятельности;
4.7.4. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;
4.8. в сфере архивного дела и делопроизводства:
4.8.1. принимает меры по формированию Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечению сохранности архивных документов;
4.8.2. выполняет функции органа государственного управления в отношении государственных архивов области и обеспечивает координацию их работы;
4.8.3. представляет в Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции документы для согласования назначения на должность руководителей государственных архивов области;
4.8.4. взаимодействует с государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями по вопросам деятельности территориальных (Гродненского городского и районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов области (далее – территориальные архивы) и ведения делопроизводства;
4.8.5. организует и ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах области, а также в территориальных архивах, государственных музеях и библиотеках области;
4.8.6. организует и проводит работу по совершенствованию сети и структуры государственных архивов области, принимает меры к улучшению их материально-технического обеспечения и внедрению в практику их работы автоматизированных информационных систем;
4.8.7. осуществляет организационно-методическое руководство работой служб документационного обеспечения управления и архивов организаций, территориальных архивов;
4.8.8. координирует методическую работу государственных архивов области, территориальных архивов, осуществляет меры по внедрению научных разработок в области архивоведения, документоведения, археографии в практику их работы;
4.8.9. организует и координирует деятельность государственных архивов области по использованию документов в целях удовлетворения нужд граждан, общества и государства;
4.8.10. проводит научно-практические конференции, семинары, совещания по архивному делу и делопроизводству;
4.8.11. участвует в разработке региональных комплексов мероприятий по реализации государственных программ по развитию архивного дела и делопроизводства области, осуществляет контроль за их выполнением в соответствии с компетенцией;
4.8.12. осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
4.9. образует Гродненскую областную общественную наблюдательную комиссию при главном управлении юстиции, которая осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, устанавливает порядок образования и деятельности данной комиссии, осуществляет организационное обеспечение ее деятельности, оказывает методическую помощь;
4.10. в сфере правового обеспечения функционирования облисполкома и Совета:
4.10.1. проводит обязательную юридическую экспертизу проектов нормативных правовых и иных правовых актов облисполкома и Совета;
4.10.2. по поручению руководства участвует в рассмотрении другими структурными подразделениями облисполкома поступающих в облисполком, Совет проектов нормативных правовых и иных правовых актов;
4.10.3. участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно готовит предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности облисполкома и Совета;
4.10.4. участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно подготавливает предложения о признании утратившими силу, изменении нормативных правовых актов облисполкома и Совета в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;
4.10.5. обобщает совместно с другими структурными подразделениями облисполкома и анализирует правоприменительную практику облисполкома и Совета, вносит предложения о ее совершенствовании;
4.10.6. вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности облисполкома и Совета, а в необходимых случаях участвует в их реализации;
4.10.7. совместно с другими структурными подразделениями облисполкома рассматривает обращения, в которых указывается на нарушение законности в деятельности облисполкома, Совета и подчиненных им (входящих в их состав, систему) государственных организаций, по поручению руководства принимает участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, проводимых в облисполкоме, Совете, инвентаризаций, дает правовые заключения по фактам выявленных нарушений;
4.10.8. осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности облисполкома, Совета;
4.10.9. по поручению руководства анализирует совместно с другими структурными подразделениями облисполкома публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности облисполкома, Совета и вносит соответствующие предложения руководству облисполкома, Совета;
4.10.10. разрабатывает рекомендации, а также проекты нормативных правовых и иных правовых актов, направленные на повышение эффективности правовой работы в облисполкоме, Совете;
4.10.11. принимает участие в разработке предложений о совершенствовании системы управления в облисполкоме, Совете, определении прав и обязанностей структурных подразделений облисполкома, должностных лиц облисполкома и Совета;
4.10.12. участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников облисполкома и Совета;
4.10.13. оказывает работникам облисполкома и Совета по их просьбе помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлениям деятельности облисполкома и Совета, при необходимости разъясняя положения этих актов;
4.10.14. подготавливает по поручению председателя облисполкома, председателя Совета необходимые справочные материалы по действующему законодательству;
4.10.15. оценивает на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями облисполкома или иными государственными органами, организациями к заключению облисполкомом, визирует такие договоры;
4.10.16. проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров, дополнительных соглашений к ним, заключаемых облисполкомом;
4.10.17. защищает имущественные и иные интересы облисполкома, Совета при рассмотрении споров по искам, предъявляемым облисполкомом или Советом либо к облисполкому или Совету, участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома необходимых, в связи с этим документов;
4.10.18. представляет интересы облисполкома в судах и иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
4.11. в сфере реализации кадровой политики:
4.11.1. ведет учет кадров главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает сбор и анализ информации о кадровом составе. Вносит в Министерство юстиции предложения по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами;
4.11.2. определяет текущую и перспективную потребность в молодых специалистах;
4.11.3. принимает меры по предупреждению коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, работниками государственных архивов области антикоррупционного законодательства;
4.11.4. организует повышение квалификации, подготовку и переподготовку работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения;
4.11.5. осуществляет в соответствии с законодательством иные функции в сфере реализации кадровой политики;
4.12. обеспечивает в рамках компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи:
получает от компетентных учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы компетентных учреждений юстиции Республики Беларусь;
осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с исполнением международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;
4.13. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
4.14. принимает участие в правовом воспитании и просвещении населения;
4.15. в пределах компетенции принимает участие в научных форумах, семинарах, в том числе для работников юридических служб государственных организаций, симпозиумах и других мероприятиях, в том числе проводимых международными организациями;
4.16. рассматривает обращения по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции, контролирует эту работу в подчиненных организациях, принимает меры по ее совершенствованию, представляет в установленные сроки Министерству юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями;
4.17. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
5. Главное управление юстиции в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством, имеет право:
5.1. запрашивать у местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, а также у иных организаций информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных задач, а также проводить соответствующие проверки их деятельности;
5.2. проверять работу Гродненского городского, районных исполнительных комитетов и администраций районов города Гродно по выполнению ими функций регистрирующего органа;
5.3. проверять состояние архивного дела и делопроизводства в органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах и иных организациях (независимо от формы собственности), расположенных на территории области, и давать им обязательные для выполнения указания;
5.4. создавать экспертные комиссии по рассмотрению вопросов архивного дела и организации делопроизводства, в том числе для определения степени секретности и рассекречивания документов в соответствии с законодательством;
5.5. согласовывать в соответствии с законодательством локальные правовые акты и другие документы в сфере архивного дела и делопроизводства, которые разрабатываются организациями, расположенными на территории области;
5.6. составлять протоколы об административных правонарушениях;
5.7. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
6. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.
7. Начальник главного управления юстиции имеет заместителей, в том числе одного первого, которых назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с Министром юстиции и облисполкомом, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции. Заместитель начальника главного управления юстиции – начальник управления принудительного исполнения главного управления юстиции назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с облисполкомом.
8. Начальник главного управления юстиции:
8.1. руководит деятельностью главного управления юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление юстиции задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями;
8.2. организует работу коллегии главного управления юстиции и председательствует на ее заседаниях;
8.3. распоряжается денежными средствами в пределах утвержденной сметы расходов;
8.4. утверждает смету расходов, штатное расписание главного управления юстиции в пределах структуры и штатной численности, утвержденных распоряжением председателя облисполкома (за исключением территориальных органов принудительного исполнения);
8.5. в пределах своей компетенции издает приказы и подписывает постановления;
8.6. реализует кадровую политику, направленную на укомплектование главного управления юстиции высококвалифицированными специалистами, их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;
8.7. назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения;
8.8. в пределах, установленных законодательством и настоящим Положением, распоряжается имуществом главного управления юстиции, обеспечивает его сохранность и эффективное использование, выполняет иные обязанности и осуществляет права по распоряжению имуществом;
8.9. осуществляет другие права, направленные на реализацию задач и функций, возложенных на главное управление юстиции настоящим Положением и иными правовыми актами.
9. Для рассмотрения наиболее важных вопросов в главном управлении юстиции образуется коллегия. Численность и персональный состав коллегии главного управления юстиции утверждаются распоряжением председателя облисполкома.
Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, которое утверждается начальником главного управления юстиции. Решения коллегии оформляются постановлениями коллегии главного управления юстиции.
10. Штатная численность главного управления юстиции утверждается распоряжением председателя облисполкома.
11. Структура главного управления юстиции утверждается распоряжением председателя облисполкома по согласованию с Министром юстиции.
12. Главное управление юстиции наделено правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.