105 лет на службе людям…отдел загса Ошмянского райисполкома
Сегодня мы познакомим вас с историей отдела загса Ошмянского райисполкома
Отдел загса Ошмянского райисполкома начинает свою историю с августа 1944 года. Первая запись акта гражданского состояния – запись акта о рождении датирована 31 августа 1944 г., совершена райбюро загс, которое входило в систему Народных Комиссариатов Внутренних Дел. Первая запись акта о браке датирована 9 сентября 1944 г.
Ошмянский район образован 15 января 1940 г., первоначально входил в состав Вилейской области (с 1939 по 1941 годы и после 1944 года), затем (между 1944 и 1960 годами) Молодечненской области, а с 20 ноября 1960 года включен в состав Гродненской области.
Датой основания Ошмян считается 1341 год.
В годы Великой Отечественной войны находился под немецкой оккупацией, освобожден 5-9 июля 1944 г. Советской Армией.
В январе 1960 года начались реформы в административно-территориальной сфере. 25 декабря 1962 г. к Ошмянскому району присоединен городской поселок Островец, 8 сельских советов и 14 населенных пунктов бывшего Островецкого района. В 1965 году упраздненный Островецкий район был восстановлен в прежних границах.
С 6 мая 1957 г. бюро загс Ошмянского района передано в ведение районного исполнительного комитета. В январе 1976 года бюро было переименовано в отдел записи актов гражданского состояния.
Долгое время отдел загса размещался в здании по ул. Советской, 86.
С 1997 года отдел загса располагается на первом этаже в здании райисполкома по ул. Советской, 103.
Первой заведующей бюро загс была Заря Анастасия Васильевна. В течение 30 лет с августа 1957 года по август 1987 года работала в органах загса Цыбульская Геноэфа Ивановна, из них 23 – на должности заведующей, 7 – инспектором. Вместе с ней 8 лет работала в загсе инспектором капитан милиции Мицкевич Маргарита Ивановна. Она имела три средних образования (педагогическое, агрополитическое, школа милиции). Заочно Маргарита Ивановна получила высшее юридическое образование, окончила юридический институт г. Саратова.
С августа 1980 года по март 1985 года заведующей отделом загса работала Стасюкевич Цинина Адольфовна. С марта 1985 года после окончания Харьковского юридического института имени Ф.Э.Дзержинского по апрель 2017 года возглавляла отдел Казакевич Зинаида Федоровна. Более 30 лет с сентября 1987 года по апрель 2019 года работала в отделе загса инспектором, ведущим специалистом по вопросам семьи и брака, ведущим специалистом Борилович Генуэфа Владиславовна. С июня 2017 года начальником отдела назначена Подъельская Инна Викторовна. С мая 2019 года в отделе работает специалистом Кирковская Ольга Вацлавовна.
На территории Ошмянского района в настоящее время акты гражданского состояния регистрируют: отдел загса Ошмянского райисполкома и 10 сельских исполнительных комитетов. До образования органов загса на территории Ошмянского района регистрация рождения, заключения брака и смерти производились церквями и костелами. Все сохранившиеся метрические книги церквей и костелов Ошмянского района были переданы на хранение в государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно».
На хранении в отделе загса Ошмянского райисполкома находится 595 книг всех видов записей актов гражданского состояния, которые содержат от 38 до 575 записей актов, в зависимости от года их формирования. Ежегодно фонд первых экземпляров записей актов пополняется в среднем на 1100 экземпляров.
Главными инструментами в работе сотрудников органов загса были перьевая ручка и фиолетовые чернила, которыми заполнялись все записи о регистрации актов гражданского состояния и свидетельства. Позже перо заменили чернильной автоматической ручкой с черными чернилами. Но все изменилось с развитием информационных технологий. С появлением первых компьютеров процесс обработки информации начал совершенствоваться. Улучшилось качество выдаваемых гражданам документов, сократилось время на их оформление. Компьютерная регистрация актов гражданского состояния в нашем районе начала производиться с 2006 года. Для автоматизации выписки и учета документов загса была внедрена автоматизированная система «ЗАГС». Данная система позволила вести выписку и учет записей актов гражданского состояния, создавать из них электронный архив данных. Этот момент можно считать началом появления электронной базы данных записей актов гражданского состояния.
Постепенное развитие и внедрение информационных технологий позволяет органам загса использовать их для эффективной организации своей деятельностью и повышения качества предоставляемых населению услуг.
Учитывая сложившиеся многолетние традиции нашего народа, особое внимание работниками органов загса уделяется созданию торжественной обстановки при проведении церемоний регистрации брак с использованием элементов народных обрядов и обычаев. Гражданам предоставляется возможность проведения в торжественной обстановке по индивидуальному сценарию особо значимых в жизни событий - юбилея супружеской жизни, регистрации рождения ребенка, что делает их более запоминающимися.
Презентация отдела загса Ошмянского района