«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Как менялась Конституция Беларуси и каким образом в нашей стране осуществляется конституционный контроль, рассказывает заместитель начальника ...

Принятие Конституции Республики Беларусь – значимый шаг в развитии нашего государства.

Ежегодно 15 марта в Беларуси отмечается важный государственный праздник – День Конституции. В этом году Основному Закону страны, который был принят в 1994 году, исполняется 30 лет. 

В преддверии важной даты первый заместитель начальника главного управления юстиции Александр Южик рассказал о том, как менялась Конституция Беларуси по итогам проходивших референдумов и каким образом в нашей стране осуществляется конституционный контроль.

Принятие Конституции Республики Беларусь, безусловно, явилось значимым шагом в развитии нашего государства. Документ заложил прочный правовой фундамент суверенитета и независимости, реализовал стремление белорусского народа быть полноправными хозяевами на родной земле.

Основной Закон страны имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция определяет государственное устройство, устанавливает принципы избирательной системы, регулирует образование органов власти, закрепляет права и обязанности граждан. Все остальные законы и нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции и в строгом соответствии с ней.

Как менялась Конституция?

Действующая Конституция была изменена и дополнена всего 4 раза по результатам референдумов 1995, 1996, 2004 и 2022 годов. Референдум 14 мая 1995 года явился первым в истории суверенной Беларуси. Тогда Президент Александр Лукашенко представил на суд народа жизненно важные для страны инициативы, которые получили широкую поддержку общества.

На общественное обсуждение было вынесено четыре вопроса: о придании русскому языку статуса государственного наряду с белорусским, об изменении государственной символики, о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией, о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Дальнейшее развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть и внутриполитическую стабильность. Назрела очередная необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. 

За принятие предложенной Александром Лукашенко новой редакции Конституции на референдуме 24 ноября 1996 года было отдано 70,45 процента голосов. Кроме того, белорусы поддержали перенос Дня Независимости Республики Беларусь на 3 июля, выступили против свободной, без ограничений, покупки и продажи земли, а также против отмены смертной казни.

Итогом следующего референдума, который прошел 17 октября 2004 года, явилось исключение из Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Четвертый в истории суверенной Беларуси референдум прошел 27 февраля 2022 года. К числу основных и важнейших новелл, которые были одобрены, следует отнести то, что Всебелорусское народное собрание стало высшим представительным органом власти, который определяет внешнюю и внутреннюю политику Беларуси. 

Кроме того, необходимо подчеркнуть исключение военной агрессии в сторону других государств, особое внимание к сохранению исторической памяти, провозглашение развития в стране атомной энергетики в мирных целях, закрепление понятия брака как союза мужчины и женщины, запрет финансирования избирательных кампаний из-за рубежа, перераспределение части полномочий Президента.

000022_1637835856_471466_big.jpg

Была введена норма, что Президент страны может избираться не более чем на два срока и не может быть моложе 40 лет, не должен иметь иностранного гражданства либо вида на жительство.

После сложения своих полномочий он может стать пожизненным членом Совета Республики. Честь и достоинство Президента, согласно обновленной Конституции, охраняются законом. 

Конституционный контроль

В статье 116 Конституции определен государственный орган, призванный обеспечивать контроль конституционности нормативных правовых актов в государстве и международных правовых договоров, – Конституционный Суд Республики Беларусь.

При этом последние изменения, внесенные в Конституцию, закрепили на конституционном уровне возможность не только Президенту, президиуму Всебелорусского народного собрания, Палате представителей, Совету Республики, Верховному Суду, Совету Министров обращаться в Конституционный Суд, но и простым гражданам.

Так, была введена статья 116-1, согласно которой Конституционный Суд по предложениям указанных органов дает заключения по ряду вопросов, в том числе о толковании Конституции, о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов и по целому ряду других вопросов.

При этом часть 5 указанной статьи предоставила право на обращение в суд простым гражданам, введя положение о том, что Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, а также выносит решения по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел. Причем заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. 

Отмечу, что конституционный правопорядок – важнейший фактор действенной защиты конституционного строя, прав и свобод граждан, достижения гражданского согласия. Он означает, что конституционные права и свободы трансформируются в демократически закрепленные нормы жизни, обязательные для каждого, которые добросовестно и последовательно соблюдаются.

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies