«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Правовое просвещение

При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии или каждый из них сохраняет свою добрачную фамилию.

Супруги или один из них могут избрать двойную фамилию, состоящую из добрачных фамилий супругов.

Если до вступления в брак супруги или один из них имели двойные фамилии, по их согласию определяется, из каких составных частей добрачных фамилий будет состоять новая фамилия.

Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства заключаются в Республике Беларусь органами, регистрирующими акты гражданского состояния, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Соответственно, церемония бракосочетания в Республике Беларусь всегда проводится на одном из государственных языков – русском или белорусском. Регистрация актов гражданского состояния иностранных граждан и лиц без гражданства, не владеющих государственными языками Республики Беларусь, производится при участии переводчика, подтвердившего свой профессиональный уровень соответствующими документами (диплом, копия трудовой книжки, письмо-рекомендация и другое).

Обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака в соответствии с законодательством, проводится только по желанию лиц, вступающих в брак и является дополнительной платной услугой, оказываемой органами загса.

Брак можно зарегистрировать и в неторжественной обстановке. Независимо от того, торжественная регистрация или нет, специалисты отдела загса спрашивают каждую пару о взаимном согласии на регистрацию брака и тепло поздравляют с этим важным в жизни каждого человека событием.

Регистрация смерти граждан Российской Федерации, умерших на территории Республики Беларусь, производится в таком же порядке, как и граждан Республики Беларусь.  Для этого необходимо предъявить врачебное свидетельство о смерти, паспорт умершего и паспорт заявителя. Во время регистрации смерти органы загса вместе со свидетельством о смерти выдают заявителю справку о смерти для выплаты пособия на погребение. Однако данная справка о смерти, не подходит для получения на территории России пособия по смерти. Для получения в дальнейшем пособия по смерти в Российской Федерации, смерть граждан Российской Федерации, умерших на территории Республики Беларусь должна быть зарегистрирована в Консульском отделе Посольства Российской Федерации.

Законодательством определен минимальный срок в 3 дня со дня подачи заявления. Максимальный срок - 3 месяца после подачи заявления в органы записи актов гражданского состояния. Но, в исключительных случаях, обусловленных беременностью, наличием общего ребенка или особыми обстоятельствами, брак может быть заключен до истечения трехдневного срока, в том числе в день обращения в органы загса, при предъявлении соответствующих документов.

Да, конечно, регистрация заключения брака производится любым органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по выбору лиц, вступающих в брак.

Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами, заключенные за пределами страны с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, признаются действительными в Республике Беларусь при условии, что они не противоречат требованиям нашего брачно-семейного законодательства.

Расторгнуть такой брак можно в отделе загса по месту вашего жительства при отсутствии общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. Для этого необходимо взаимное согласие супругов, которое выражается в письменном заявлении установленной формы. Если один из супругов по уважительным причинам не может явиться в орган загса для подачи совместного заявления, а также не может подать заявление о регистрации расторжения брака в его отсутствие, его подпись на таком заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, либо в порядке, установленном законодательством. Документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на один из государственных языков Республики Беларусь, нотариально засвидетельствованы и легализованы. А также необходимо представить документ о регистрации брака и документ, подтверждающий внесение платы (в настоящее время это 4 базовых величины).

Расторжение брака производится органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в согласованный с супругами срок, но не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца со дня подачи совместного заявления о расторжении брака.

Отвечает Рудая Ольга Томашевна - заместитель начальника главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

Процедура перемены фамилии, собственного имени, отчества является сложной, многоступенчатой и длительной (максимальный срок осуществления административной процедуры – 2 месяца). В ней взаимодействуют отдел загса, отдел внутренних дел, главное управление юстиции.

Порядок подачи заявления о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества определен статьей 222 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс), в соответствии с которой заявление о перемене фамилии, собственного имени, отчества подается гражданином Республики Беларусь, достигшим 16-ти лет, в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, по месту их жительств. При подаче заявления о регистрации перемены имени гражданином представляются документы, которые определены пунктом 5.8 главы 5 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2021 г. № 200, а именно:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- две фотографии заявителя размером 30 х 40 мм;

- свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, подлежащие замене в связи с регистрацией перемены фамилии, собственного имени, отчества;

- копии литературных произведений, статей, заметок – в случае изъявления желания носить фамилию, собственное имя в соответствии с литературным псевдонимом;

- документы, подтверждающие мотивацию (за исключением документов, выданных органом загса Республики Беларусь), – в случае изъявления желания носить фамилию, собственное имя, отчество, отличные от данных при регистрации рождения, по причинам, не указанным выше;

- документ, подтверждающий внесение платы (представляется при выдаче соответствующего свидетельства).

Разрешение о перемене имени действительно в течении одного месяца со дня выдачи.

В соответствии со ст.223 Кодекса регистрация перемены имени производится органом загса по месту постоянного жительства заявителя на основании разрешения о перемене фамилии, собственного имени, отчества, данного соответствующим главным управлением юстиции.

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры составляет 2 базовые величины за регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества, включая выдачу свидетельства.


На вопрос отвечает Мацкалова Елена Викторовна - Заместитель начальника отдела по архивам. загсам и иным правовым вопросам:

Каждый акт гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства и усыновление, перемена имени) подлежит государственной регистрации, которая устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется органом записи актов гражданского состояния (далее – орган загса), который составляет соответствующую запись акта, гражданам же выдается соответствующее свидетельство, выписанное на основании записи акта. И в случае порчи или утраты первично выданного свидетельства заинтересованные лица вправе получить повторное свидетельство. Но в любом случае свидетельство будет содержать только те данные и в таком виде, как они отражены в записи акта гражданского состояния. В случае, когда в Вашем документе обнаружена ошибка, а при этом в актовой записи она отсутствует, Вам выдадут повторное свидетельство с данными в соответствии с записью акта. В идеале данные в свидетельстве, которое у Вас на руках, и в записи акта гражданского состояния должны быть идентичными и соответствовать подлинным данным, однако, на практике, зачастую, и не всегда по вине работников органов загса, допускаются ошибки, которые впоследствии ведут к процедуре их исправления. Необходимость внесения исправлений, изменений или дополнений может быть обусловлена различными обстоятельствами, например ошибками работников органов загса или неверными данными в тех документах, на основании которых производится запись акта. Внесение исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния производится органом загса при наличии оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами.

В любом случае Вам необходимо обратиться в орган загса по вашему месту жительства или по месту нахождения записи акта гражданского состояния, где сотрудники отдела загса помогут Вам разобраться в сложившейся ситуации.

В случае необходимости внесения исправления, изменения или дополнения в запись акта гражданского состояния Вами должно быть подано в орган загса заявление о внесении исправлений, изменений или дополнений.

Одновременно с подачей заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния, и документы подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения, а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

Итогом рассмотрения заявления о внесении исправления, изменения или дополнения в запись акта гражданского состояния является заключение органа загса, на основании которого в запись акта вносятся исправления, изменения, дополнения либо во внесении такого исправления, изменения или дополнения отказывается в письменной форме.

Отказ органа загса может быть обжалован заявителем в суд по месту жительства. Решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния служит основанием для исправления или изменения такой записи органом загса.

Отвечает Людмила Танцерова, главный специалист отдела обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и иных правовых вопросов главного управления юстиции Гродненского облисполкома:

— В соответствии со статьей 21 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье при заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии или каждый из них сохраняет свою добрачную фамилию. Так как регистрация актов гражданского состояния в отделах загса Республики Беларусь осуществляется на государственных языках Республики Беларусь, а именно: русском или белорусском, то фамилия супруги после регистрации заключения брака должна быть написана в соответствии с правилами русского или белорусского языков, но не литовского. Если Вам необходимо будет представлять документы, в частности, об установлении личность в Литве, как правило, требуется их перевод на литовский язык, возможно в ходе перевода фамилия может быть преобразована в соответствии с правилами литовского языка.

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies