Нотариат
Основные задачи и функции нотариата определены в Законе Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон) и в других нормативных правовых актах Республики Беларусь. Основной задачей нотариата в Республике Беларусь является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 22 Закона главные управления юстиции в своей деятельности:
- осуществляют контроль за соблюдением нотариусами, организационными структурами Белорусской нотариальной палаты законодательства о нотариате;
- регистрируют нотариальные конторы, нотариальные бюро в порядке, установленном Министерством юстиции;
- по согласованию с территориальной нотариальной палатой принимают меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах, и нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро (при их наличии), в пределах нотариального округа, в том числе распределяют между нотариальными конторами и нотариальными бюро обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в этом нотариальном округе;
- по согласованию с территориальной нотариальной палатой устанавливают требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;
- получают от территориальных нотариальных палат, нотариусов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;
- по согласованию с территориальной нотариальной палатой утверждают порядок передачи в нотариальный архив либо другому нотариусу при приостановлении или прекращении полномочий нотариуса документов, образовавшихся в результате его деятельности;
- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;
- содействуют территориальным нотариальным палатам в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;
- осуществляют в соответствии с Законом и иными актами законодательства другие полномочия, связаные с регулированием нотариальной деятельности.
На основании пункта 13 Перечня государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» главные управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома рассматривают по существу обращения по вопросам соблюдения законодательства о нотариате
О выездах нотариусов в агрогородки и иные населенные пункты
Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 8 декабря 2020 г. № 179 «О выездах нотариусов в агрогородки и иные населенные пункты» корректируется порядок выездов нотариусов в агрогородки и иные населенные пункты. Изменения направлены на обеспечение доступности нотариального обслуживания населения.
С 3 января 2021 г. уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов утрачивают полномочия на удостоверение согласий, завещаний, доверенностей. Эти действия будут осуществляться нотариусами при выезде в агрогородки и иные населенные пункты, где отсутствует нотариальная контора либо нотариальное бюро и созданы условия для надлежащего нотариального облуживания.
Выезды нотариусов будут осуществляться в соответствии с графиком выездов при наличии одной заявки (ранее для организации выезда требовалось пять заявок). Вместе с тем в случае поступления заявки от ветерана Великой Отечественной войны или лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата выезд может быть организован вне графика.