Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов
Критериями оценки представленных на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов являются соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники (далее – критерии).
Не подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой главным управлением юстиции, нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, технические нормативные правовые акты, иные нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также ненормативные правовые акты и локальные акты.
К ненормативным правовым актам относятся:
- программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;
- правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь;
- правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам;
- иные правовые акты, обладающие признаками ненормативного правового акта (которые не содержат норм права и в целях применения действующих норм права устанавливают обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитаны на однократное применение).
К локальным актам относятся:
- акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;
- акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;
- акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
- акты, обладающие вышеуказанными признаками, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;
- иные акты, обладающие признаками локальных актов (устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций).
При этом действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.
В случае несоответствия нормативного правового акта закрепленным в законодательстве критериям по результатам обязательной юридической экспертизы главным управлением юстиции выносится заключение, содержащее обоснованный вывод о недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Такой акт не вступает в юридическую силу и не может применяться.
Проведение обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов в главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета проводится отделом отдел правового обеспечения и обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов.
План проведения главным управлением юстиции Гродненского областного исполнительного комитета проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня Гродненской области установленного порядка подготовки, принятия, учёта, направления на обязательную юридическую экспертизу, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, на 2024 год