«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
Иоганн Вольфганг Гёте
«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону»
Уинстон Черчилль
«Поступать по праву, а не действовать силой»
Тит Ливи
«Законы обязаны своей силой нравам»
Клод Адриан Гельвеций
«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение»
Бенджамин Франклин
«Там, где законы в силе — и народ силен»
Публилий Сир
«Тягостными труды законодательства делает не столько то, что надо установить, сколько то, что надо уничтожить»
Жан Жак Руссо
«Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать»
Томас Джефферсон

Положение

РЕШЕНИЕ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

5 марта 2015 г. № 116

Об утверждении Положения о главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета

Изменения и дополнения:

Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 7 июня 2019 г. № 330 <R91900330400>;

Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 31 декабря 2020 г. № 755 <R92000755400>

 

На основании части первой пункта 10 статьи 38 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Гродненский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение о главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (прилагается).

2. Признать утратившим силу решение Гродненского областного исполнительного комитета от 29 декабря 2012 г. № 793 «Об утверждении Положения о главном управлении юстиции Гродненского областного исполнительного комитета».

ПредседательВ.В.Кравцов
Управляющий делами И.А.Попов

УТВЕРЖДЕНО
Решение
Гродненского областного
исполнительного комитета
05.03.2015 № 116
(в редакции решения
Гродненского областного
исполнительного комитета
07.06.2019 № 330)


ПОЛОЖЕНИЕ
о главном управлении юстиции
Гродненского областного исполнительного комитета

1. Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) образуется Гродненским областным исполнительным комитетом (далее – облисполком), является его структурным подразделением и входит в систему Министерства юстиции. Главное управление юстиции в своей деятельности подчиняется облисполкому и одновременно Министерству юстиции.

2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами главного управления юстиции являются:

3.1. правовое обеспечение функционирования облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов и соблюдение законности в их деятельности;

3.2. осуществление организационного, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения территориальных органов принудительного исполнения;

3.3. организация принудительного исполнения исполнительных документов;

3.4. осуществление методического руководства деятельностью отделов записи актов гражданского состояния Гродненского городского, районных исполнительных и распорядительных органов, администраций районов города Гродно (далее – отделы загса), городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских исполнительных и распорядительных органов (далее – органы загса) по регистрации актов гражданского состояния;

3.5. контроль за соблюдением нотариусами, Гродненской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – областная нотариальная палата) законодательства о нотариате;

3.6. государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, постановка на учёт и государственная регистрация организационных структур политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, осуществление контроля за соответствием их деятельности законодательству и учредительным документам, постановка на учёт и государственная регистрация организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, постановка на учёт постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, постановка на учёт организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица;

3.7. осуществление деятельности, направленной на соблюдение законодательства лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги);

3.8. организация государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей;

3.9. формирование и ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР);

3.10. осуществление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;

3.11. реализация единой государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства на территории Гродненской области;

формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности документов, организация их государственного учета и использования; руководство деятельностью государственных архивов Гродненской области, оказание методической помощи государственным и территориальным (городским или районным) архивам (далее – территориальные архивы) местных исполнительных и распорядительных органов;

3.12. осуществление общей координации деятельности государственных органов, иных организаций, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур;

3.13. организация оказания правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств нотариусами, отделами загса, судами и направления обращений нотариусов, отделов загса, судов за правовой помощью к этим учреждениям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

4. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:

4.1. в сфере правового обеспечения облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов и соблюдения законности в их деятельности:

участвует в подготовке совместно с другими структурными подразделениями облисполкома предложений по совершенствованию законодательства по направлениям деятельности облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов либо самостоятельно готовит их, участвует в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов;

обеспечивает проведение правового мониторинга нормативных правовых актов облисполкома в целях систематического анализа и оценки качества данных актов, практики их правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений;

проводит обязательную юридическую экспертизу в отношении проектов нормативных правовых актов облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов, технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, ненормативных (индивидуальных) правовых актов и локальных правовых актов облисполкома;

оценивает на соответствие законодательству представляемые на подпись руководству облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов проекты нормативных правовых и иных правовых актов, разработанных самими государственными органами;

участвует в подготовке структурными подразделениями либо самостоятельно подготавливает и вносит предложения о признании утратившими силу, изменении решений облисполкома, распоряжений председателя облисполкома и решений Гродненского областного Совета депутатов в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами, участником которых является Республика Беларусь;

рассматривает по поручению руководства облисполкома, в том числе с привлечением заинтересованных структурных подразделений облисполкома, поступающие в облисполком на согласование проекты нормативных правовых актов;

обобщает и анализирует правоприменительную практику облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов, вносит предложения о ее совершенствовании;

участвует в разработке структурными подразделениями облисполкома перспективных и текущих планов нормотворческой деятельности облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов, в реализации этих планов и контроле за их выполнением, а также принимает меры по координации подготовки в облисполкоме планов мероприятий по выполнению поручений, изложенных в заключительных положениях законодательных актов и участвует в их реализации;

вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов, а в необходимых случаях участвует в их реализации;

рассматривает совместно с другими структурными подразделениями облисполкома обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в которых указывается на нарушение законности в деятельности облисполкома, его структурных подразделений, Гродненского областного Совета депутатов, подчиненных им государственных организаций;

принимает участие совместно с другими структурными подразделениями облисполкома в рассмотрении по поручению руководства облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов материалов по итогам проверок, по поручению руководства облисполкома – по итогам инвентаризаций в облисполкоме, дает правовые заключения по фактам выявленных нарушений;

осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов;

анализирует по поручению руководства совместно с другими структурными подразделениями облисполкома публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов, и вносит соответствующие предложения руководству;

разрабатывает рекомендации, а также проекты решений облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов, направленные на повышение эффективности правовой работы в облисполкоме, Гродненского областного Совета депутатов;

принимает участие в разработке предложений по совершенствованию системы управления в облисполкоме и Гродненском областном Совете депутатов, по определению прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц облисполкома;

участвует в проведении мероприятий, направленных на повышение правовых знаний работников облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов;

оказывает работникам облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов помощь в поиске необходимых нормативных правовых актов по направлениям деятельности, при необходимости разъясняя положения этих актов;

принимает меры по пополнению нормативного фонда облисполкома; представляет предложения о подписке на периодические правовые издания;

подготавливает по поручению руководства облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов необходимые справочные материалы по законодательству;

оценивает на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями облисполкома или иными государственными органами или организациями к заключению облисполкомом, визирует такие договоры, а также вносит предложения по обеспечению их надлежащего исполнения;

проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь, решение о заключении которых в соответствии с законодательством принимает облисполком;

защищает имущественные и иные интересы облисполкома при рассмотрении споров по искам, предъявляемым облисполкомом или к облисполкому, участвует в подготовке необходимых в связи с этим документов;

представляет в установленном порядке интересы облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов в иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;

осуществляет организационно-методическое руководство организацией правовой работы в подчиненных облисполкому государственных организациях;

осуществляет анализ состояния правовой работы в подчиненных облисполкому государственных организациях;

4.2. в сфере деятельности территориальных органов принудительного исполнения:

осуществляет организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения;

организует переподготовку и повышение квалификации работников территориальных органов принудительного исполнения;

организует и обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности территориальных органов принудительного исполнения по своевременному и полному исполнению исполнительных документов;

организует выполнение постановлений, приказов Министерства юстиции по вопросам исполнительного производства;

оказывает практическую и методическую помощь судебным исполнителям на местах, в том числе по единообразному применению норм законодательства, в необходимых случаях непосредственно участвует в принудительном исполнении исполнительных документов;

обеспечивает территориальные органы принудительного исполнения научно-технической продукцией;

изучает организацию и практику работы отделов принудительного исполнения;

обобщает и распространяет положительный опыт работы территориальных органов принудительного исполнения;

разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование организации работы территориальных органов принудительного исполнения;

обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения, контролирует работу территориальных органов принудительного исполнения по ведению первичного учета и статистики;

обеспечивает функционирование и техническое обслуживание банков данных исполнительных производств и иного установленного в территориальных отделах принудительного исполнения программного обеспечения, необходимого для ведения исполнительного производства;

обеспечивает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством рассмотрение обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информационные справки о результатах проверок территориальных органов принудительного исполнения по исполнению исполнительных документов, другие сведения о работе территориальных органов принудительного исполнения;

накапливает и ведет учет денежных средств, полученных при принудительном исполнении территориальными органами принудительного исполнения, в целом по области и отдельно по каждому отделу принудительного исполнения;

обеспечивает своевременное распределение и перечисление в установленном законодательством порядке денежных средств взыскателям;

обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование денежных средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении исполнительных документов;

обеспечивает сохранность имущества территориальных органов принудительного исполнения и прав на него, находящегося в республиканской и коммунальной собственности и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления;

по поручению Министерства юстиции организует подбор заказчиков, проектировщиков, генеральных подрядчиков на объекты капитального строительства зданий территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;

в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонт зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения;

в порядке, определенном законодательством, организует и проводит закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;

вносит в Министерство юстиции предложения о структуре и штатной численности территориальных органов принудительного исполнения, по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, о применении и модернизации программно-технологических средств, об укреплении материально-технической базы территориальных органов принудительного исполнения;

осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;

4.3. в сфере нотариата и нотариальной деятельности:

осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;

координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;

регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро;

принимает по согласованию с областной нотариальной палатой меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах одного нотариального округа, в том числе распределяет между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в этом нотариальном округе;

определяет по согласованию с областной нотариальной палатой нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса;

по согласованию с областной нотариальной палатой определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом;

определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным уполномоченным должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа;

устанавливает по согласованию с областной нотариальной палатой требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;

получает от областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;

утверждает по согласованию с областной нотариальной палатой порядок передачи документов в нотариальный архив либо другому нотариусу в случаях, указанных в части второй пункта 2 статьи 16, частях первой и четвертой пункта 7 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»;

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;

содействует областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;

согласовывает решения областной нотариальной палаты по вопросам образования (прекращения деятельности) нотариальных контор, определения (освобождения от обязанностей) заведующих нотариальными конторами, об определении количества стажеров нотариусов;

согласовывает решения правления Белорусской нотариальной палаты по вопросу образования нотариальных бюро в Гродненском нотариальном округе;

принимает от лиц, утративших статус нотариуса, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уничтожение печати нотариуса с изображением Государственного герба Республики Беларусь, и направляет их в Министерство юстиции;

создает в установленных законодательством случаях совместно с областной нотариальной палатой комиссии:

по обеспечению доступа к документам, образовавшимся в результате деятельности нотариуса, чья деятельность приостановлена;

по передаче документов, образовавшихся в результате деятельности нотариуса, чьи полномочия приостановлены или прекращены, другому нотариусу (в нотариальный архив);

по выполнению действий в случае отсутствия лица, утратившего статус нотариуса, предусмотренных частью первой пункта 3 статьи 38 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности»;

осуществляет в соответствии с актами законодательства другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;

4.4. в сфере деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния:

осуществляет методическое руководство деятельностью органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

проводит проверки деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

осуществляет контроль за проведением отделами загса районных исполнительных комитетов, проверок деятельности городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских исполнительных комитетов по регистрации актов гражданского состояния;

участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов загса;

представляет в установленном порядке в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов загса, а также заключения (продления, прекращения) с ними контрактов;

представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения на должность руководителя структурного подразделения главного управления юстиции – архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее – архив органов загса);

разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния (семинарские занятия, круглые столы, встречи, стажировки, методические советы и др.);

оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов загса;

осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов загса, архива органов загса области, а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;

изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах загса области;

оказывает содействие в информационно-правовом обеспечении органов загса по вопросам регистрации актов гражданского состояния;

изучает и обобщает практику работы органов загса;

обобщает и вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;

обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную и иную отчетность о работе органов загса, архива органов загса;

в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами загса области;

в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) о перемене фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;

в случаях, установленных законодательством, согласовывает выдачу отделами загса, архивом органов загса справок, содержащих сведения из записи акта гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, об отсутствии записи акта гражданского состояния (далее – справки);

4.5. в сфере деятельности архива органов загса:

принимает на хранение вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, подлежащие статистической обработке, от органов государственной статистики, а не подлежащие статистической обработке – от отделов загса;

обеспечивает хранение вторых экземпляров записей актов гражданского состояния;

выдает повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния на основании записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса Гродненской области;

в случаях, предусмотренных законодательством, выдает копии записей актов гражданского состояния;

в установленном законодательстве порядке вносит изменения, дополнения и исправления во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, производит в них соответствующие отметки, а также аннулирует вторые экземпляры записей актов гражданского состояния;

выполняет иные функции, предусмотренные законодательством в сфере регистрации актов гражданского состояния;

4.6. в сфере деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, организационных структур политических партий и других общественных объединений, третейских судов и организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц:

осуществляет государственную регистрацию территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, изменений и (или) дополнений в их уставы, гимнов, значков, вымпелов, галстуков территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);

осуществляет постановку на учет и государственную регистрацию организационных структур политических партий, областных и межобластных организационных структур профессиональных союзов, общественных объединений, республиканских государственно-общественных объединений;

вносит запись об исключении из журналов постановки на учёт и государственной регистрации организационных структур политических партий, профессиональных союзов, общественных объединений; осуществляет исключение из журналов постановки на учёт и государственной регистрации организационных структур республиканских государственно-общественных объединений записей о постановке на учёт организационных структур указанных объединений, не наделённых правами юридического лица, и записей о государственной регистрации организационных структур, наделённых правами юридического лица;

ведёт реестры территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), журналы постановки на учёт и государственной регистрации соответствующих организационных структур политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений;

осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), организационных структур политических партий, иных общественных объединений, местных фондов законодательству и уставам;

выносит местным общественным объединениям, их союзам (ассоциациям), местным фондам письменные предупреждения, указывает в них на допущенные нарушения, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается с заявлениями в суд о приостановлении деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций);

обращается с заявлениями в суд о ликвидации местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов;

осуществляет постановку на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, снятие их с учета, ведет журналы учета третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

выносит постоянно действующим третейским судам, созданным в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, письменные предупреждения;

обращается в суд с иском о признании постановки на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, недействительной и иском о их ликвидации;

образует областную общественную наблюдательную комиссию при главном управлении юстиции, которая осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляет организационное обеспечение ее деятельности;

обеспечивает взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями, осуществляющими процедуру постановки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на учет в качестве плательщиков в налоговых органах, респондентов государственных статистических наблюдений и плательщиков обязательных страховых взносов, регистрацию в качестве страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций) местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданного с участием общественного объединения общественных объединений, местных фондов, зарегистрированных главным управлением юстиции;

осуществляет систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных фондов;

выдает удостоверение руководителя местного общественного объединения, их союза (ассоциации), местного фонда, местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданного с участием общественного объединения (общественных объединений);

ведёт государственный информационный ресурс для единой системы учета политических партий, других общественных объединений и их союзов (ассоциаций);

осуществляет постановку на учёт и снятие с учёта организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц (далее – обособленное подразделение юридического лица, обеспечивающего проведение медиации), ведёт журналы учёта обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации;

выдаёт свидетельство о постановке на учёт обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;

предоставляет в Министерство юстиции информацию о постановке на учёт (снятии с учёта) обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации, внесении изменений в свидетельство о постановке на учёт обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;

вносит изменения в свидетельство о постановке на учёт обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;

выдает дубликат свидетельства о постановке на учёт обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;

4.7. в сфере деятельности адвокатуры по поручению Министерства юстиции:

получает от коллегий адвокатов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательством полномочий, при условии соблюдения адвокатской тайны;

оказывает содействие Гродненской областной коллегии адвокатов в информационно-правовом обеспечении их деятельности, проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;

4.8. в сфере деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на оказание юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги):

рассматривает в соответствии с законодательными актами вопросы, связанные с соблюдением законодательства при оказании юридических и риэлтерских услуг гражданам и организациям;

оказывает содействие в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, оказывающих юридические услуги, лиц, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, руководителей риэлтерских организаций, претендентов на должность агента по операциям с недвижимостью;

изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг;

проводит мониторинг материалов, публикуемых в средствах массовой информации, на предмет соответствия законодательству выступлений по вопросам, касающимся сферы, курируемой Министерством юстиции;

по результатам анализа деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги) вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;

4.9. в сфере обязательной юридической экспертизы:

проводит обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;

взаимодействует с Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня по вопросам проведения обязательной юридической экспертизы;

не реже одного раза в полугодие обобщает итоги проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и информацию о них доводит до руководителей нормотворческих органов с конкретными предложениями о совершенствовании нормотворческого процесса;

ежегодно информирует о качестве нормотворческой деятельности Гродненский областной Совет депутатов – в отношении соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня Гродненской области и облисполком – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня Гродненской области;

проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу. По результатам проверок вносит в местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений;

4.10. в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования:

согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций в установленном законодательством порядке, в том числе в электронном виде;

осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, а также с участием иностранных и международных организаций (далее – коммерческие организации с участием иностранных инвесторов); изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе на основании электронных документов;

принимает решения о ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов, о внесении записи в ЕГР об исключении из него таких организаций;

представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;

формирует и ведёт территориальную часть ЕГР и представляет в Министерство юстиции сведения о субъектах хозяйствования для включения и для исключения их из этого регистра;

предоставляет в установленном законодательством порядке сведения, содержащиеся в ЕГР;

взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие»;

осуществляет проверки деятельности районных исполнительных комитетов, которым в установленном порядке делегирована часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования, Гродненского городского исполнительного комитета, администраций районов в городе Гродно в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства;

вносит в районные, Гродненский городской исполнительные комитеты администрации районов г. Гродно (далее – горрайисполкомы) обязательные для исполнения этими органами представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;

обеспечивает методическое руководство и контроль за деятельностью горрайисполкомов при выполнении ими функций регистрирующего органа;

включает в ЕГР сведения о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории Гродненской области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория Гродненской области;

определяет должностных лиц главного управления юстиции, непосредственно реализующих полномочия регистрирующего органа, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции облисполкома;

реализует иные права и обязанности, предоставленные регистрирующему органу актами законодательства в связи с государственной регистрацией и ликвидацией коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;

4.11. в сфере архивного дела и делопроизводства:

организует комплектование документами Национального архивного фонда Республики Беларусь, подлежащих передаче на постоянное хранение в государственные архивы Гродненской области;

совместно с республиканскими органами государственного управления участвует в мероприятиях по развитию и совершенствованию сети архивов государственных органов и иных организаций области;

организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию системы и структуры государственных архивов Гродненской области;

координирует методическую работу государственных архивов Гродненской области, осуществляет меры по внедрению научных исследований в области архивоведения, документоведения, археографии в практику их работы;

осуществляет контроль за работой архивов государственных органов, иных организаций Гродненской области в сфере архивного дела и делопроизводства, оказывает им методическую помощь;

организует повышение квалификации работников государственных архивов Гродненской области и территориальных архивов местных исполнительных и распорядительных органов;

организует своевременное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам архивного дела и делопроизводства, принимает по ним необходимые меры; осуществляет контроль за рассмотрением обращений и организацией личного приема граждан, их законных представителей, представителей юридических лиц в государственных архивах Гродненской области;

организует и ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах Гродненской области, территориальных архивах местных исполнительных и распорядительных органов, государственных музеях Гродненской области;

согласовывает в установленном порядке назначение, освобождение от должности руководителей государственных архивов Гродненской области, а также продление контрактов с ними, назначение на должность руководителей территориальных архивов местных исполнительных и распорядительных органов;

организует работу экспертно-проверочной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с определением состава документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, экспертизой ценности документов, их передачей на постоянное хранение в государственные архивы Гродненской области;

организует внедрение автоматизированных информационных систем в практику работы государственных архивов Гродненской области;

принимает меры к улучшению материально-технического обеспечения государственных архивов Гродненской области;

4.12. в рамках международного сотрудничества:

обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;

получает от учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы учреждений юстиции Республики Беларусь;

оценивает на предмет надлежащего оформления документы, направляемые в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;

4.13. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и рассматривает административные жалобы в случаях, предусмотренных законодательством;

4.14. рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством, составляет протоколы об административных правонарушениях;

4.15. в сфере открытия представительств иностранных организаций: выдает разрешения (дубликаты разрешений) на открытие представительств иностранных организаций и разрешения на продление срока действия разрешений на открытие таких представительств, расположенных на территории Гродненской области;

осуществляет подготовку проектов решений Гродненского облисполкома по вопросам выдачи разрешений на открытие представительств иностранных организаций, разрешений на продление срока действия разрешений на открытие таких представительств, прекращения деятельности представительств иностранных организаций в случаях, установленных законодательством;

осуществляет иные, предусмотренные законодательством действия в отношении представительств иностранных организаций;

4.16. в отношении обращений граждан:

рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции главного управления юстиции, принимает меры по совершенствованию этой работы;

представляет в установленные сроки Министерству юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

4.17. накапливает и хранит нормативные правовые акты на бумажных и электронных носителях;

4.18. принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе с использованием средств массовой информации;

4.19. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.

5. Главное управление юстиции имеет право:

5.1. вносить на рассмотрение в Министерство юстиции и облисполком предложения по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции;

5.2. запрашивать у государственных органов и иных организаций области, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на главное управление юстиции задач и функций;

5.3. участвовать в оперативных совещаниях облисполкома;

5.4. привлекать по поручению председателя облисполкома, его заместителей, управляющего делами облисполкома и с согласия руководителей структурных подразделений облисполкома работников для подготовки проектов решений облисполкома, распоряжений председателя облисполкома, решений Гродненского областного Совета депутатов, осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы;

5.5. возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные и противоречащие законодательству проекты нормативных правовых актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений, а также по поручению руководителя государственного органа участвовать в доработке структурными подразделениями указанных проектов;

5.6. заслушивать представителей государственных органов и иных организаций области, включенных в списки источников комплектования государственных архивов области, по вопросам архивного дела и делопроизводства;

5.7. давать государственным органам и иным организациям области в пределах своей компетенции указания по вопросам архивного дела и делопроизводства;

5.8. создавать межведомственные комиссии и советы по рассмотрению вопросов архивного дела и делопроизводства;

5.9. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

6. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.

Начальник главного управления юстиции имеет заместителей, которые по его представлению и согласованию с Министром юстиции назначаются на должность и освобождаются от должности председателем облисполкома, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения, который назначается и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с председателем облисполкома.

7. Начальник главного управления юстиции руководит деятельностью главного управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление юстиции задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности и ответственности начальников структурных подразделений главного управления юстиции за руководство отдельными направлениями его деятельности, а также:

заключает от имени главного управления юстиции гражданско-правовые договоры, выдает доверенности;

распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных смет расходов;

утверждает положения о структурных подразделениях главного управления юстиции, должностные инструкции работников главного управления юстиции;

издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения работниками главного управления юстиции, управления принудительного исполнения, отделами принудительного исполнения, государственными архивами области, по вопросам, относящимся к организационному обеспечению их деятельности;

назначает в установленном порядке на должности и освобождает от должности работников главного управления юстиции, управления принудительного исполнения, отделов принудительного исполнения; согласовывает с Министерством юстиции кандидатуру на должность главного бухгалтера главного управления юстиции;

принимает в соответствии с законодательством меры по соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины;

вносит в Министерство юстиции и местные исполнительные и распорядительные органы предложения о создании надлежащих условий для деятельности управления принудительного исполнения, отделов принудительного исполнения, государственных архивов области, главного управления юстиции, социально-бытовом обеспечении их работников;

проводит кадровую политику, направленную на укомплектование управления принудительного исполнения, отделов принудительного исполнения, государственных архивов области, главного управления юстиции высококвалифицированными специалистами, их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;

несет персональную ответственность за работу с руководящими кадрами, их резервом и эффективность его использования, а также за подбор кандидатов для назначения на должности работников управления принудительного исполнения, отделов принудительного исполнения;

организует работу коллегии главного управления юстиции и председательствует на ее заседаниях;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В период отсутствия начальника главного управления юстиции его обязанности исполняет первый заместитель.

8. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в главном управлении юстиции образуется коллегия в составе начальника главного управления юстиции (председатель коллегии), заместителей начальника главного управления юстиции, руководителей структурных подразделений и других сотрудников главного управления юстиции.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются приказом начальника главного управления юстиции.

Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, которое утверждается начальником главного управления юстиции.

Решения коллегии, касающиеся внутренней деятельности главного управления юстиции, реализуются приказами начальника, решения коллегии по иным вопросам – постановлениями коллегии главного управления юстиции.

9. При главном управлении юстиции действует экспертно-проверочная комиссия для рассмотрения вопросов, связанных с определением состава документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, экспертизой ценности документов, их передачей на постоянное хранение в государственные архивы области. Положение об экспертно-проверочной комиссии и её состав утверждаются начальником главного управления юстиции.

10. Структура и штаты главного управления юстиции, а также расходы на его содержание утверждаются председателем облисполкома.

11. Главное управление юстиции наделено правами юридического лица, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Имущество главного управления юстиции является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Владение, пользование и распоряжение имуществом главного управления юстиции осуществляется в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

12. Финансирование расходов на содержание главного управления юстиции осуществляется за счет средств областного бюджета.

Финансирование расходов на содержание управления принудительного исполнения осуществляется за счет средств республиканского бюджета, средств, полученных при принудительном исполнении, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

13. Место нахождения главного управления юстиции: Республика Беларусь, 230005, город Гродно, улица Дубко, 9а.


Скачать положение

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies